Разделы экономической науки таблица 11. Рабочий лист по обществознанию "экономика". Измерители экономической деятельности

  1. Экономические знания необходимы каждому человеку как потребителю и как работнику. Экономически грамотный человек знает, как принять решение о покупке товаров и о найме на работу, как оградить себя от последствий роста цен, как лучше использовать свои сбережения, какую профессию выбрать, чтобы не оказаться потом безработным.

    Недостаток экономических знаний и умений принимать на их основе рациональные решения оборачивается для участников экономической деятельности снижением уровня благосостояния, финансовыми потерями, неудовлетворенностью и разочарованием в профессиональной деятельности, сокращением возможностей грамотно отстаивать свои экономические права.

  1. Развитие рыночных отношений в нашей стране потребовало от их участников новых экономических знаний, без которых невозможна успешная практическая деятельность, способность делать правильный экономический выбор в условиях ограниченных ресурсов. Понимание общего характера функционирования экономики помогает ее участникам грамотно определять свою хозяйственную политику, принимать разумные хозяйственные решения даже в самые неблагоприятные периоды деятельности предприятия.
  2. Современное экономическое развитие России зависит в значительной степени не только от чиновников или политических деятелей, но и от активного участия в управлении страной ее граждан. Ваш выбор как избирателя может повлиять на экономическую политику страны, а выбор в качестве работника или потребителя будет определять не только ваше благосостояние, но и то, как будут жить люди вокруг вас.

Документ

    Размышления об особенностях российской школы экономической мысли академика РАН Л. И. Абалкина (из доклада на научной конференции Института экономики РАН и Вольного экономического общества России).

    Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и свое понимание прогресса... В связи с этим предстоит еще раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли... Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли.

    Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления... Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.

    Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.

Вопросы и задания к документу

  1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы?
  2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?
  3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?
  4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

Вопросы для самопроверки

  1. С чем связано появление экономической науки?
  2. Каковы основные проблемы экономической науки? Назовите и охарактеризуйте их.
  3. Что изучают макроэкономика и микроэкономика?
  4. Что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления? Какова роль экономической деятельности в этом процессе?
  5. Как можно измерить и определить валовой внутренний продукт?
  6. Какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах?

Задания

Мысли мудрых

«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».

Л. Питер (1919-1989), американский писатель

ЭКОНОМИКА: наука и хозяйство

    ЗАДАНИЕ 1. Верны ли следующие суждения об экономике?

А) экономика - наука о хозяйстве и способах его ведения

Б) экономика - это особая хозяйственная система, главной целью

которой является удовлетворение потребностей людей и общества

1) верно только А 3) оба варианта верны

2) верно только Б 4) оба варианта неверны

    ЗАДАНИЕ 2. Выберите наиболее точное определение предмета

экономической науки.

А) исследование поведения людей в процессе производства и обмена

материальных благ

Б) наука о путях повышения эффективности функционирования

экономических систем

В) наука, изучающая использование ограниченных ресурсов общества

для производства материальных благ в условиях постоянно растущих

потребностей людей

Г) наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей и

извлечении ими средств к существованию

Д) исследование способов и критериев распределения производимых

экономических благ

    ЗАДАНИЕ 3. Укажите, кто из древнегреческих ученых впервые

ввел в употребление понятие "экономика".

А) Платон В) Ксенофонт

Б) Сократ Г) Аристотель

    ЗАДАНИЕ 4. Заполните таблицу.

Экономическая наука

Составные части

Предмет исследования

Макроэкономика

Микроэкономика

-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --

Мировая экономика

-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --

    ЗАДАНИЕ 5. Заполните таблицу.

Впишите перечисленные проблемы, изучаемые

различными частями экономической науки, в

соответствующую графу таблицы.

Разделы экономической науки

Макроэкономика

Микроэкономика

Мировая экономика

... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...

... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...

... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...

А) условия заключения предпринимательской сделки

Б) оборот международного валютного рынка

В) конкуренция производителей

Г) снижение темпов экономического роста

Д) взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров

Е) углубление международного разделения труда

Ж) занятость населения

З) издержки и рентабельность предприятия

И) внешнеторговая политика стран

К) уровень и темпы инфляции

Л) причины экономического кризиса

М) причины роста заработной платы в нефтедобывающей отрасли

    ЗАДАНИЕ 6. Укажите, какой из перечисленных институтов не

относится к экономическим.

А) производство В) домашнее хозяйство

Б) предпринимательство Г) наследование

    ЗАДАНИЕ 7. Заполните схему.

Пути увеличения объемов производства

ЭКСТЕНСИВНЫЙ ПУТЬ ИНТЕНСИВНЫЙ ПУТЬ

1. ________________ 1. ________________

2. ________________ 2. ________________

3. ________________ 3. ________________

    ЗАДАНИЕ 8. Расшифруйте аббревиатуры, означающие

экономические показатели.

ВНП -

ВВП - _______________________________________________________________

    ЗАДАНИЕ 9. Заполните схему.

Показатели ВВП

РЕАЛЬНЫЙ НОМИНАЛЬНЫЙ

1. ________________ 1. ________________

2. ________________ 2. ________________

3. ________________ 3. ________________

    ЗАДАНИЕ 10. Решите задачу.

ВНП Китая выше, чем ВНП Франции. Можно ли на этом основании сделать вывод о лучшем положении дел в его экономике?

Свой ответ поясните.

    ЗАДАНИЕ 11. Укажите, что из перечисленного относится к

объективным факторам, влияющим на

производительность.

А) качество трудовых ресурсов

Б) эффективность управленческих решений

В) использование новых технологий

Г) природные ресурсы, задействованные в процессе производства

    ЗАДАНИЕ 12. Решите задачу.

Какой механизм регулирования экономики дает лучшую возможность распределения ресурсов по ее отраслям в соответствии с объемом и структурой потребления: рыночное /свободное/ ценообразование или директивное /централизованное/ установление цен?

Аргументируйте свой ответ.

  • Заполните таблицу «Разделы экономической науки».
    1. Микроэкономика
    2. Макроэкономика
    3. Мировая экономика
    Впишите перечисленные проблемы, изучаемые различными частями экономической науки, в соответствующую графу таблицы: условия заключения предпринимательской сделки, оборот международного валютного рынка, конкуренция производителей, снижение темпов экономического роста, взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров, углубление международного разделения труда, занятость населения, издержки и рентабельность предприятия, внешнеторговая политика стран, уровень и темпы инфляции, причины экономического кризиса, причины роста заработной платы в нефтедобывающей отрасли.
  • условия заключения предпринимательской сделки.
    микроэкономика
    оборот международного валютного рынка.
    конкуренция производителей.
    макроэкономика
    снижение темпов экономического роста.
    макроэкономика
    взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров.
    макроэкономика
    углубление международного разделения труда.
    мировая (международная) экономика
    7. Занятость населения.
    макроэкономика
    . Издержки и рентабельность предприятия.
    микроэкономика
    внешнеторговая политика стран.
    мировая (международная) экономика
    уровень и темпы инфляции.
    макроэкономика
    причины экономического кризиса.
    макроэкономика
    . Причины роста заработной платы в нефтедобывающей отрасли.
    макроэкономика
  • Проверьте мое домашнее задание, просто оценка за полугодие за это задание имеет огромное значение!

    Само задание:

    Революция в собственности и сопровождавшие ее институциональные преобразования в экономике привели к тому, что миллионы людей, ранее занятых планомерно организованным профессиональным трудом на государство, испытали свои силы и способности в преследуемом доселе предпринимательстве и в малом бизнесе, где слиты воедино труд, собственность и управление (контроль). Почти 1/4 занятых в частном секторе - лица не наемного труда. В их деятельности сочетается в самых разных пропорциях профессиональный и новаторский труд и одновременно труд по управлению с исполнительским трудом"

    1. Какие проблемы социально-трудовой сферы жизни российского общества выделяет и рассматривает автор?

    2. Назовите перемены, произошедшие в содержании и характере общественного труда, положении наемного работника в результате рыночных преобразований.

    3. Что имеет в виду И. Заславский, утверждая: «В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве. .. К системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся»? Опираясь на текст, найдите объяснения этому утверждению.

    1. 1)Половина экономического активного населения работают не на государство.

    2)На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.

    2. На смену командной пришла рыночная экономика.

    3. И. Заславский имел ввиду, что в системе экономической активности будут изменения, то есть "от полной и безусловной занятости в общественном производстве"(командной экономики) "к системе экономической активности"(к рыночной).

    Правильно ли я ответил на заданные вопосы?

  • В 1 - 2) скорее не проблема, а дополнение ко 2 вопросу

    1) ответ из 1 - верен + еще одна проблема - безработицы,

    правильно, но добавь 2) из 1 вопроса

    усложнилась организация труда, расширилось частное предпринимательство, увеличивалась деловая активность в таких отраслях, как торговля, снабжение, кредитование, страхование, увеличилось число безработных

    правильно

  • Люди добрые, помогите(

    Академик С. С. Шаталино предпосылках перехода к рынку (из книги «Переход к рынку. Концепция и Программа», вышедшей в 1990 г.).

    Для эффективного функционирования рыночной экономики необходимы предпосылки, которые должны быть созданы в течение переходного периода. ..

    1) Максимальная свобода экономического субъекта (предприятия, предпринимателя)...

    2) Полная ответственность экономического субъекта за результаты хозяйственной деятельности, опирающейся на юридическое равноправие всех видов собственности, включая частную. ..

    3) Конкуренция производителей как важнейший фактор стимулирования хозяйственной активности, увеличения разнообразия и повышения качества продукции в соответствии с запросами потребителей, снижения издержек и стабилизации цен. .. Развитие здоровой конкуренции требует демонополизации экономики, формирования соответствующей структуры производства, обеспечивающей присутствие на рынке достаточного числа производителей каждого вида товаров, свободного входа на рынок любого экономического субъекта, государственной конкуренции и предупреждения монополистической практики.

    4) Свободное ценообразование. .. Государственный контроль за ценами допускается только в ограниченной сфере и без грубого нарушения законов рыночного ценообразования, которое неизбежно ведет к дефициту.
    5) Распространение рыночных отношений на те сферы, где они показывают более высокую эффективность в сравнении с государственными и иными формами регулирования. Отсюда следует необходимость дополнения товарного рынка рынком рабочей силы и финансовым рынком, которые обеспечивают высокую мобильность общественных ресурсов, их быстрое перемещение в сферы наиболее рационального применения, стимулируют накопление и научно-технический прогресс. Вместе с тем в экономике сохраняется значительный нерыночный сектор, включающий те виды деятельности, которые не могут быть подчинены исключительно коммерческим критериям (оборона, часть здравоохранения, образования, науки, культуры).

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

    1. Какие положения основного текста параграфа совпадают с идеями документа
    2. Почему в ряду предпосылок рынка экономическую свободу автор называет первой
    3. Как вы думаете, почему рыночная экономика предполагает равноправие всех форм собственности
    4. Что, по мысли автора, необходимо сделать для развития конкуренции
    5. Объясните, почему нарушение законов рыночного ценообразования ведет к дефициту.
    6. В каких сферах рыночные отношения показывают наибольшую эффективность Почему
    7. На основе содержания параграфа и других источников информации определите: созданы ли к настоящему времени в России необходимые предпосылки для функционирования рыночной экономики?

  • 2) потому что рынок существовать в условиях монополии не
    3)Это предпологает равенство перед законом и развитие конкуренции. Неравноправие уничтожает конкуренцию, а результат Вы видите за окном.
    4))Рыночное ценообразование функционирует на базе взаимодействия спроса и предложения. Как правило спрос формирует предложение. Идеальный вариант спрос равен предложению. В случае нарушения возникает дефицит. Если спрос больше чем предложение, то есть хотят купить больше чем производиться, то разница между спросом и предложением будет называться дефицитом. Причины нарушения рыночного равновесия. 1. Монополии. 2. Государство.
    1. Монополист полностью завладел рынком данного товара. Монополизировал все ресурсы для производства. Производит сколько хочет, ставит цену какую хочет. Спрос все равно будет. Отсюда дефицит.
  • Прочитайте текст и выполните задания С1-С6.
    «Современная научно-техническая революция (НТР) характеризуется глубокой интеграцией науки и производства, что выражается в замене традиционных технологий, техники принципиально новыми, сопровождается коренной перестройкой организации труда и производства. <...>
    Начало современной научно-технической революции относится к 50-м гг. XX столетия. С этого времени научная деятельность становится неотъемлемой и важнейшей частью общественного производства. Наука обособляется в самостоятельную сферу со специфической материально-технической базой, высококвалифицированными работниками и особым видом конечной продукции и занимает ведущее место в производстве в качестве непосредственной производительной силы. <...>
    Начало нового этапа НТР в развитии производительных сил характеризуется: особенностями динамики производительности труда; объёмами производства, использующего принципиально новые научные достижения; масштабами ресурсосбережения важнейших видов сырья, материалов, энергии; переходом большинства отраслей хозяйства к трудосберегающему типу экономического развития; увеличением темпов роста финансирования и экономической результативности научных исследований и опытно-конструкторских разработок. <...>
    НТР решительно меняет положение человека. .. В системе производства: он выводится за пределы процесса создания готового продукта, становится рядом с ним и выступает по отношению к нему в роли контролёра. Ранее человек передавал машине сначала исполнительную функцию (воздействие с помощью инструмента на предмет труда), а затем и двигательную, энергетическую; теперь вместе с сокращением непосредственного участия человека в производстве происходит расширение видов труда, связанных с выполнением контрольно-управляющих. .. Функций всё более высокого уровня, с принятием ответственных решений». (Текст взят из книги: Обществознание: Пособие-репетитор / Под ред. О. С. Белокрыловой, В. И. Филоненко. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.- С. 426, 427, 431- и адаптирован.)

    C1
    Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

    К какому времени, согласно тексту, относится начало современной НТР? Почему? Найдите два объяснения в тексте.

    C4
    Используя содержание текста и обществоведческие знания, перечислите любые три направления современной НТР.

    C5
    Рассказывая на уроке об особенностях современной НТР, ученик отметил, что её развитие в XXI в. даёт возможность обеспечить технико-технологическую сторону решения глобальных проблем человечества. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

    C6
    Согласны ли вы с тем, что НТР характеризуется позитивными социальными последствиями, благодаря которым сформировалось всемогущество человека, его превосходство над природой? Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

  • С2
    Современная научно-техническая революция (НТР) характеризуется глубокой интеграцией науки и производства, что выражается в замене традиционных технологий, техники принципиально новыми, сопровождается коренной перестройкой организации труда и производства.

    С3
    Начало современной научно-технической революции относится к 50-м гг. XX столетия.
    Потому что, во-первых, с этого времени научная деятельность становится неотъемлемой и важнейшей частью общественного производства.
    во-вторых, наука обособляется в самостоятельную сферу со специфической материально-технической базой, высококвалифицированными работниками и особым видом конечной продукции и занимает ведущее место в производстве в качестве непосредственной производительной силы

  • 1)Охарактеризуйте социальный, национальный и конфессиональный состав населения в нашей стране(Беларусь).
    2)Назовите основные черты белорусской социально-экономической модели развития. Каковы приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь начале 21 в. ? Назовите основные факторы устойчивого развития нашей страны.
    3)каковы основные направления инновационного развития Республики Беларусь на современном этапе? Какие факторы обеспечивают успешное инновационное развитие нашей страны? Охарактеризуйте вклад науки и образования в инновационное развитие страны.
  • 1. В нашей стране проживает около 9, 6 млн. человек. По численности населения Республика Беларусь занимает пятое место среди стран СНГ. Средняя плотность населения 48 человек на 1 кв. км. – примерно такая же, как и во многих других европейских странах.
    Примерно 74% населения нашей страны проживает в городах, соответственно 26% – это сельское население. Городское население сосредоточено в 112 городах и 96 поселках городского типа. 13 городов имеют население более 100 тысяч человек; в столице нашей страны г. Минске проживает около 1 млн. 800 тысяч граждан. На 1000 мужчин приходится около 1145 женщин; в группах старше 50 лет эта разница возрастает.
    Наша страна является этнически неоднородной. По данным переписи 1999 года в стране проживают представители более 130 национальностей. 81% граждан Республики Беларусь признали себя белорусами, 11% – русскими, почти 4% – поляками, 2% украинцами, 0, 3% – евреями
  • Часть С.
    Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:
    определение правил ведения экономической деятельности «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, защита свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);
    поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);
    производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);
    социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т. д.)
    борьба
    с отрицательными внешними эффектами (экологическая политика и др.).
    Средствами для оплаты расходов государства, в первую очередь, выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.
    Налоговая система включает в себя:
    субъект налогообложения (кто должен платить налог)
    объект налогообложения (что облагается налогом)
    налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога) Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой.
    Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):
    Т = Bt Ч t
    Принципы налогообложения были сформулированы еще А. Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 году. По мнению Смита, налоговая система должна быть:
    справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных);
    понятной (налогоплательщика должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он);
    удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику)
    недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).
    В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).
    С1. Как автор представляет основную функцию налогов?
    С2. Какие элементы включает в себя налоговая система? Проиллюстрируй действие налоговой системы на примере.
    С3. Охарактеризуйте любые три принципа налогообложения, рассмотренные в тексте.
  • 1 Поддержка бюджета государства

    С2
    Налоговая система:
    1) Субъект налогообложения
    2) Объект налогообложения
    3) Налоговая ставка.
    Пример: Подоходный налог. Субъектом налогообложения являются физические лица. Налогом облагается доход, следовательно, доход и является объектом налогообложения. А налоговая ставка в России составляет 13%.

  • ДОКУМЕНТ





  • Так я только ответил на три вопроса на последний не знаю.

    1)Глобализация снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. Самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации.

    2) Нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем.

    3) Я думаю что можно нравственные ценности, восприятие окружаещего мира и т. д. без этих подходов экономика страны развиваться не будет.

  • ДОКУМЕНТ
    Размышления об особенностях российской школы экономической мысли академика РАН Л. И. Абалкина (из доклада на научной конференции Института экономики РАН и Вольного экономического общества России).

    Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и свое понимание прогресса. .. В связи с этим предстоит еще раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли. .. Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли.

    Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления. .. Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.

    Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ
    1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы?
    2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?
    3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?
    4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

  • 1)Автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли, в связи с глобализацией, ставшей ведущей тенденцией мирового развития. Самобытность этой русской научной школы, что она обладала отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем.

    2) По мнению Л. И. Абалкина, российская цивилизация отличается от Запада тем, что мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления. .. Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха. Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.

  • Помогите ответить на единственный вопрос по этому заданию, не знаю как ответить и желательно на оценку 4 или 5! Даю много пунктов.

    "В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работают не на государственные структуры, а на себя, трудятся на предприятиях и в организациях частно-корпоративного типа. При этом 15% заняты в малом бизнесе. Около 9% классифицируются по методике МОТ как безработные. ..

    Пропорции распределения занятых изменились в пользу тех отраслей, деловая активность которых возросла в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования. .. По показателю доли безработных в общей численности экономически активного населения наша страна практически догнала Великобританию, Германию, Нидерланды, Швецию.

    Видимые метаморфозы занятости отражали перемены в характере и содержании «непосредственно общественного труда». Из коллективно-принудительной деятельности по производству плановой продукции и услуг заданного количества и ассортимента труд становится способом существования экономически независимых товаропроизводителей. На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.

    Революция в собственности и сопровождавшие ее институциональные преобразования в экономике привели к тому, что миллионы людей, ранее занятых планомерно организованным профессиональным трудом на государство, испытали свои силы и способности в преследуемом доселе предпринимательстве и в малом бизнесе, где слиты воедино труд, собственность и управление (контроль). Почти 1/4 занятых в частном секторе - лица не наемного труда. В их деятельности сочетается в самых разных пропорциях профессиональный и новаторский труд и одновременно труд по управлению с исполнительским трудом. "

    1)Какие изменения произошли в отраслевой структуре занятости россиян в ходе развития рыночных отношений в экономике? Приведите на основе знания фактов общественной жизни примеры, подтверждающие эти перемены.

  • Россияне стали развивать малый биснес и предпренимательство, все поняли что это намнго выгодней чем работать на государство. Примеры тому множество одними из самых успешных являются развитые в 90-е Робинович, Прохоров и ещё многие миллиардеры.

  • Впишите перечисленные проблемы, изучаемые различными частями экономической науки в соответствующую графу:

    Условия заключения предпринимательской сделки; оборот международного валютного рынка; конкуренция производителей; снижение темпов экономического роста; взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров; издержки и рентабельность предприятия; внешнеторговая политика стран; уровень и темпы инфляции; причины экономического кризиса; причины роста зарплаты в нефтедобывающей отрасли;

    углубление международного разделение труда; занятость населения.

    2. Выберите наиболее точное определение предмета экономической науки:

    1) исследование поведения людей в процессе производства и обмена материальных благ;

    2) наука о путях повышения эффективности функционирования экономических систем;

    3) наука, изучающая использование ограниченных ресурсов общества для производства материальных благ в условиях постоянно растущих потребностей человека;

    4) наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей и извлечении ими средств к существованию.

    3.ВНП Японии выше, чем ВНП Германии. Можно ли на этом основании сделать вывод о лучшем положении дел в его экономике? Аргументируйте ответ.

    4. Необходимым условием развития рыночной экономики является:

    1) устранение неравенства доходов населения

    2) увеличение расходов государственного бюджета

    3) частная собственность на средства производства

    4) превышение предложения над спросом

    5. Что такое бартерная сделка?

    А) обмен товара на товар без платежа денег;

    Б) система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств;

    В) Импорт товаров, свободных от обложения таможенными пошлинами.

    6. К чему ведет дефицит денег в стране? Что будет, если денег будет больше, чем товаров?

    7. Доход, получаемый собственником от денежных сбережений на личном счете – это

    1) банковский процент

    2) прибыль

    3) бонус

    4) дивиденды

    8. Что из перечисленного отражают статьи государственного бюджета?

    1) показатели роста прибыли предприятий

    2) доходы граждан от предпринимательской деятельности

    3) расходы на содержание армии

    4) среднемесячную заработную плату

    9. Верны ли следующие суждения о центральном банке?

    А. Центральный банк возглавляет коммерческие банки и руководит их деятельностью.

    Б. Центральный банк контролирует объем денежной массы и производит эмиссию денег.

    1) верно только А 2) верно только Б

    3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    10. Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к земле, как фактору производства, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) денежные средства

    2) участок пашни

    3) залежи нефти

    4) станки и оборудование

    5) лесной массив

    6) здания, сооружения

    Ответ: ___________________

    11.Найдите в приведенном списке примеры циклической безработицы и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) с появлением компьютеров секретари-машинистки оказались невостребованными

    2) экономический кризис привел к росту безработицы на предприятиях различных отраслей

    3) сотрудники разорившегося в условиях острой конкуренции предприятия потеряли работу

    4) с уменьшением заказов на стадии рецессии экономики строительная фирма начала увольнение сотрудников

    5) с завершением сбора урожая фруктов в садоводческом хозяйстве сезонные рабочие получили расчет и отправились домой.

    Ответ: ___________________

    12. Объясни слова:

    Инфляция

    Занятость

    Сальдо торгового баланса

    Протекционизм

    Фрикционная безработица

    ВВП

    ВНП

    маркетинг

    Предварительный просмотр:

    Классификация рынков по степени ограниченности конкуренции

    СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ , идеальная - конкуренция между производителями, продавцами товаров, имеющая место на так называемом идеальном рынке, где представлено неограниченное количество продавцов и покупателей однородного товара, свободно общающихся между собой. Реально такая конкуренция практически не наблюдается, а приходится иметь дело с несовершенной конкуренцией.

    НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

    1. Монополистическая конкуренция - это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.
    1. Монополия - тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.
    1. Олигополия - (от олиго... и греческого poleo - продаю, торгую), тип рыночной структуры хозяйства, при котором несколько крупных фирм, компаний обеспечивают подавляющую долю отраслевого производства и сбыта продукции.

    МОНОПСОНИЯ (от греч. móno - один и opsōnia - закупка) - монополия покупателя, ситуация на рынке товаров и услуг, когда имеется только один покупатель и много продавцов. В широком смысле слова термин "монопсония" относят ко всем рынкам, где определяющее влияние на формирование цены оказывают покупатели, потребители товаров и услуг.

    Предварительный просмотр:

    АВАНС - денежная сумма, выдаваемая в счет предстоящих платежей за материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги.
    АКЦИЗЫ - косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем.
    АКЦИОНЕР - совладелец предприятия или организации, созданных в виде акционерного общества, владеющий акциями, подтверждающими размер его вклада в уставный капитал акционерного общества и дающими право на получение дивиденда.
    АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО - предприятие или организация, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, распределенных между акционерами.
    АКЦИЯ - ценная бумага, удостоверяющая участие ее владельца в формировании средств акционерного общества и дающая право на получение соответствующей доли его прибыли-дивиденда. Акции продаются и покупаются, в т.ч. на фондовой бирже.
    АМОРТИЗАЦИЯ - объективный экономический процесс постепенного переноса стоимости средств труда по мере их износа на производимые с их помощью товары или услуги, использование этой стоимости в виде амортизационных отчислений для простого или расширенного воспроизводства основного капитала.
    АУДИТ - контрольная функция правильности составления финансовых документов.
    АУКЦИОН - поочередная продажа реальных товаров на основе конкурса покупателей.
    БАНК - по законодательству РФ коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с законом и на основании лицензии, выдаваемой Центральным банком РФ предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и размещать их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции.
    БАНКРОТ - несостоятельный должник.
    БАНКРОТСТВО - разорение хозяйствующего субъекта, физического или юридического лица в случае его признания в установленном законом порядке несостоятельным должником.
    БАРТЕР - прямой безденежный обмен товарами или услугами.
    БИРЖА - организационная форма оптовой, в т.ч. международной торговли массовыми товарами, имеющими устойчивые и четкие качественные параметры (товарная биржа), или систематических операций по купле-продаже ценных бумаг, золота, валюты (фондовая биржа).
    БРОКЕР - отдельное лицо или фирма, занимающиеся посредничеством при заключении сделок на фондовой, товарной и валютной биржах.
    ВАЛЮТНЫЙ КУРС - цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны.
    ВЕКСЕЛЬ - письменное долговое обязательство строго установленной формы, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право по истечении срока обязательства требовать от должника уплаты обозначенной на векселе денежной суммы.
    ГАРАНТ - физическое либо юридическое лицо, гарантирующее совместно (солидарно) с должником оплату векселя. Подпись гаранта обязательна на векселе.
    ДЕВАЛЬВАЦИЯ - официальное снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.
    ДЕМПИНГ - продажа товаров на рынках других стран по ценам ниже уровня, нормального для этих стран.
    ДЕНЕЖНАЯ МАССА - общая денежная масса, определяющая национальную экономику и находящаяся в обращении.
    ДЕНЬГИ - особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров, продукт стихийного обмена и форма стоимости всех других товаров.
    ДЕПОЗИТ - денежные средства или ценные бумаги, отданные на хранение в финансово-кредитные, таможенные, судебные или административные учреждения.
    ДЕФИЦИТ ТОВАРНЫЙ - несоответствие товарного предложения спросу.
    ДИВЕРСИФИКАЦИЯ - увеличение числа производств и номенклатуры товаров (услуг), производимых отдельными предприятиями в новых для них сферах.
    ДИВИДЕНД - часть прибыли акционерного общества, ежегодно распределяемая между акционерами в соответствии с количеством (суммой) и видом акций, находящихся в их владении.
    ДИЛЕР - лицо (или фирма), осуществляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет.
    ДОТАЦИЯ - ассигнования из бюджета, предназначенные для покрытия запланированных убытков или сбалансирования нижестоящих бюджетов.
    ИНФЛЯЦИЯ - переполнение каналов обращения бумажными деньгами, сопровождающееся их обесценением и ростом цен.
    КРЕДИТ - ссуда, предоставляемая в денежной или натуральной форме на условиях возвратности и, как правило, с уплатой определенного по соглашению между кредитором и должником процента за пользование кредитом.
    ЛИЗИНГ - долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения и др.
    ЛИКВИДНОСТЬ - подвижность активов предприятий, фирм, банков, предполагающая возможность бесперебойной оплаты в срок кредитно-финансовых обязательств и законных денежных требований.
    МАКЛЕР - посредник между сторонами при заключении сделок на фондовых и товарных биржах.
    МАРКЕТИНГ - анализ и прогнозирование рыночной ситуации в целях ориентации производства и обеспечения лучших экономических условий реализации произведенной продукции.
    МЕНЕДЖЕР - управляющий компанией, банком, финансовым учреждением, их структурными подразделениями; профессионал своего дела, наделенный исполнительной властью.
    МОНОПОЛИЯ - исключительное право производства, торговли и т.д., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; вообще исключительное право на что-либо.
    МОНОПСОНИЯ - ситуация на рынке, при которой одному покупателю противостоит большое число продавцов.
    НАЛОГИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ - обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан, а также с юридических лиц.
    НЕУСТОЙКА - сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или некачественного исполнения обязательства.
    НОМИНАЛ - официально объявленная стоимость денежной купюры, ценной бумаги, как правило, не соответствующая фактической.
    ОЛИГОПОЛИЯ - ситуация на рынке, при которой небольшое число достаточно крупных продавцов противостоит массе относительно мелких покупателей и на каждого продавца приходится существенная часть общего предложения на рынке.
    ОЛИГОПСОНИЯ - ситуация на рынке, при которой достаточно ограниченному числу покупателей противостоит большое количество продавцов (производителей).
    ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ - способность и возможность физического либо юридического лица оплатить свои долги.
    ПРИБЫЛЬ ВАЛОВАЯ - вся сумма прибыли предприятий до вычетов и отчислений.
    ПРОЛОНГАЦИЯ - продление срока действия документа.
    ПРОТЕКЦИОНИЗМ - экономическая политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка от поступления товаров иностранного производства.
    РАНТЬЕ - собственник капитала, живущий на проценты от предоставления его в заем или на доходы от ценных бумаг.
    РЕВАЛЬВАЦИЯ - повышение официального курса национальной денежной единицы по отношению к иностранным валютам.
    РЕИМПОРТ - покупка и ввоз из-за границы отечественных товаров, которые не подвергались там переработке.
    РЫНОК - совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация товарной продукции и окончательно признается общественный характер заключенного в ней труда.
    САНАЦИЯ - система мероприятий по улучшению финансового положения предприятий с целью предотвращения их банкротства или для повышения конкурентоспособности.
    СТАГФЛЯЦИЯ - состояние экономики, когда застой или падение производства (стагнация) сочетаются с возрастающей безработицей и с непрерывным ростом цен - инфляцией.
    ТОРГИ - состязательная форма закупки, при которой покупатель объявляет конкурс для продавцов на товар с определенными технико-экономическими характеристиками.
    ХОЛДИНГ - вид предпринимательства, суть которого состоит в приобретении контрольных пакетов акций различных компаний в целях установления контроля за их деятельностью и получения доходов в виде дивидендов.
    ЦЕННЫЕ БУМАГИ - документы, содержащие имущественные права, дающие право на получение определенной части дохода.
    ЭМИССИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ - выпуск ценных бумаг в обращение, в т.ч. продажа ценных бумаг их первым владельцам - гражданам или юридическим лицам.
    ЭМИТЕНТ - государство или юридическое лицо, осуществляющее эмиссию ценных бумаг.
    ЯРМАРКА - периодически устраиваемый съезд представителей торговых и промышленных предприятий, предпринимателей, коммерсантов, как правило, для оптовой продажи и закупки товаров по выставленным на ярмарке образцам.