Ветви государственной власти. Государственный строй стран мира Государственный строй при котором законодательная власть принадлежит

Республиканская форма правления возникла в древности, однако, большинство современных республик сформировались после распада колониальной системы в новое время. Сейчас в мире насчитывается около 150 республик.

Республики можно разделить на два вида: а) парламентарная б) президентская

Территория страны, как правило, делится на более мелкие территориальные единицы (штаты, провинции, районы, области, кантоны, округа и т. п.)

Такое деление необходимо для управления страной:

Ø проведение экономических и социальных мер;

Ø решение вопросов региональной политики;

Ø сбора информации;

Ø осуществления контроля на местах и пр.

Административно – территориальное деление осуществляется с учетом совокупности факторов:

Ø экономических;

Ø национально – этнических;

Ø историко – географических;

Ø природных и пр.

По формам административно – территориального устройства различают:

Ø Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой территория не имеет в своем составе самостоятельно

управляемых образований. В ней действуют единая конституция

и единая система органов государственной власти.

Ø Федеративное государство - форма государственного устройства, при которой территория имеет в своем составе несколько государственных образований, обладающих определенной юридической самостоятельностью. Федеративные единицы (республики, штаты, земли, провинции) имеют, как правило, собственные конституции и органы власти.

Страны различаются также по особенностям политического режима. Здесь можно выделить три группы:

Ø демократические – с политическим режимом, основанным на выборности органов государственной власти (Франция, США);

Ø тоталитарные – с политическим режимом, при котором государственная власть сосредоточена в руках одной партии (Куба, Иран).

На современном этапе развития международных отношений можно группировать страны по их внутриполитической ситуации и участию в международных военных блоках и вооруженных конфликтах. Так выделяется:

Ø «страны-участницы», входящие в военные блоки или участвующие в вооруженных конфликтах (страны НАТО, Афганистан, Ирак, Югославия);

Ø неприсоединившиеся страны, не входящие в военные организации (Финляндия, Непал);

Ø нейтральные страны (Швейцария, Швеция).



6) Исходя из уровня социально-экономического развития страны мира приятно подразделять на два типа:

Ø экономически развитые страны;

Ø страны с переходным типом экономики;

Ø развивающиеся страны.

При таком делении стран учитывается совокупность экономических показателей, характеризующих масштабы, структуру и состояние экономики, уровень экономического развития, уровень жизни населения. Важнейшим показателем выступает ВВП (валовой внутренний продукт) в расчете на душу населения.

К числу экономически развитых относится около 60 стран, однако эта группа неоднородна.

Ø Страны «большой семерки». Отличаются наибольшими масштабами экономической и политической деятельности. (США, Япония, Германия, Франция, Италия, Канада, Великобритания)

Ø Экономически высокоразвитые страны Западной Европы. Имеют высокий показатель ВВП на душу населения, играют важную роль в мировой экономике, но политическая и экономическая роль каждой не столь велика. (Нидерланды, Австрия, Дания, Швейцария, Бельгия, Норвегия, Испания, Португалия).

Ø Страны «переселенческого капитализма». Выделены исключительно по историческому признаку, являются бывшими переселенческими колониями Великобритании. (Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль).

К числу стран с переходной экономикой относятся образованые в начале 90-х гг. в результате перехода к рыночной экономической системе. (Страны СНГ, Страны Восточной Европы, Монголия).

Остальные страны относятся к развивающимся. Их называют странами «третьего мира». Они занимают более ½ площади суши, в них сосредоточено около 75% населения Земли. Это в основном бывшие колонии в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании. Эти страны объединяет колониальное прошлое и связанные с ним экономические противоречия и особенности структуры хозяйства. Однако мир развивающихся стран разнообразен и неоднороден. Среди них выделяют пять групп:



Ø «Ключевые страны». Лидеры «третьего мира» в экономике и политике. (Индия, Бразилия, Мексика)

Ø Новые индустриальные страны (НИС). Страны резко поднявшие уровень экономического развития за счет увеличения объемов промышленного производства на основе иностранных инвестиций. (Республика Корея, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Тайланд).

Ø Нефтеэкспортирующие страны. Страны, формирующие свой капитал за счет притока «нефтедолларов». (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Ливия, Бруней).

Ø Страны, отстающие в своем развитии. Страны с преобладанием отсталой многоукладной экономики, ориентированной на экспорт сырья, продукции плантационного хозяйства и транспортных услуг. (Колумбия, Боливия, Замбия, Либерия, Эквадор, Марокко).

Ø Наименее развитые страны. Страны с преобладанием в экономике с потребительского хозяйства и практически полным отсутствием обрабатывающей промышленности. (Бангладеш, Афганистан, Йемен, Мали, Чад, Гаити, Гвинея).

Вопрос 5. Международные организации - объединения государств или национальных обществ неправительственного характера для достижения общих целей (политических, экономических, научно-технических и т. п.). Первые постоянные международные объединения появились (МВФ) и др. в Древней Греции в VI в. до н. э. в виде союзов городов и общин. Подобные объединения были прообразами будущих международных организаций. Сегодня в мире насчитывается около 500 международных организаций.

Общеполитические:

Ø Организация Объединенных Наций (ООН)

Ø Межпарламентский Союз

Ø Всемирный совет мира (ВСМ)

Ø Содружество независимых государств (СНГ)

Ø Лига арабских государств (ЛАГ) и др.

Экономические:

Ø Всемирная торговая организация (ВТО)

Ø Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО)

Ø Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК)

Ø Европейский Союз (ЕС)

Ø Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ СТРАН МИРА

Государственный строй каждой страны характеризуется формой правления и государственно-территориального устройства. Существуют две основные формы правления: республика и монархия.

Республиканская форма правления распространена особенно широко, так как 75% всех стран мира составляют республики. Республика — это такая форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, который является выборным органом. В республике исполнительная власть принадлежит правительству. Среди республик различают социалистические (Китай) и буржуазные (Франция). Глава республиканского государства избирается населением или специальной избирательной коллегией.

Монархическая форма правления имеет меньшее распространение. Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит монарху. Им может быть король, император, князь, султан, эмир, шах. В монархических государствах власть передается по наследству.

Среди монархий различают государства с абсолютной монархией и государства с конституционной монархией. Под абсолютной понимают такой вид монархии, когда власть самодержца почти не ограничена. Но таких стран на современной политической карте осталось очень мало. Как правило, в странах абсолютной монархии глава государства осуществляет законодательную и исполнительную власть, одновременно являясь премьер-министром, верховным судьей, главнокомандующим вооруженными силами страны и духовным правителем. Правительство формируется в основном из членов королевской семьи. К абсолютным монархиям относятся следующие страны: Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Бруней, Бахрейн, Катар и некоторые другие.

Под конституционной понимают такой вид монархии, когда верховная государственная власть правителя ограничена конституцией. Реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. Поэтому монарх фактически «царствует, но не правит». В странах с подобным государственным устройством монархический строй сохраняется в качестве традиции, которая напоминает о былом величии «короны».

Конституционные монархии в современном мире более распространены, чем абсолютные (Бельгия, Великобритания, Испания, Дания, Норвегия, Марокко, Япония и др.).

Великобритания — самая старая конституционная монархия в мире. Король (в настоящее время королева Елизавета II) считается главой государства, а также возглавляемого Великобританией Содружества. В 15 из стран Содружества королева считается главой государства формально, так как ее представляет генерал-губернатор. Это относится к таким бывшим доминионам Великобритании, как Канада, Австралия, Новая Зеландия.

Япония — практически единственная империя в мире. Император страны — символ государства и единства нации, хотя вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров. Япония до принятия конституции 1947 года была абсолютной монархией, законы которой наделяли императора неограниченной властью и приписывали ему божественное происхождение. В 1947 году абсолютная монархия здесь была упразднена.

Еще одной разновидностью монархии является теократическая, когда монарх — глава церкви. Примером теократической монархии является Ватикан.

Основными формами государственно-территориального устройства (деления) являются унитарная форма и федеративная. Унитарное (от лат. unitas — единство) государство — такая форма государственного устройства, при которой его территория не имеет в своем составе самоуправляющихся образований. В таком государстве есть единая конституция, единая система органов государственной власти. Имеющиеся здесь административные единицы обладают исполнительной властью, но не законодательной. Большинство государств современного мира являются унитарными. К ним относятся, например, Франция, Япония, Венгрия, Италия, Ирландия, Нидерланды, Португалия, Китай, Монголия, Индонезия, Турция, Сирия, Алжир и другие.

Федеративное (от лат. foederatio — союз) государство — форма государственного устройства, при которой наряду с едиными законами и органами власти существуют отдельные территориальные единицы. Они обладают определенной политической самостоятельностью, хотя и входят в одно союзное государство. Такие федеративные единицы (республики, штаты, земли, провинции и т.д.), как правило, имеют собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти, а также собственную конституцию. К федеративным государствам относятся Россия, Бельгия, Индия, где федеративное устройство связано с этническим принципом. В других же странах, например ФРГ и США, — с историко-географическими особенностями.

Относительно редко встречается такая форма государственно-территориального устройства, как конфедерация. Она, как правило, образуется для достижения весьма ограниченных целей (военных, внешнеполитических или каких-либо других).

РеспубликанскаяМонархическая Республика – форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Родина республиканского строя – Европа. Монархия – форма правления, при которой главой государства является император, король, герцог, князь, султан и т.д. Эта верховная власть передаётся по наследству.


Находится в Южной Европе, окружено территорией Италии. Главы государства - два капитана-регента, назначаемые Большим Генеральным советом. Они избираются на срок 6 месяцев. Площадь территории государства составляет 60,57 км². Страна располагается на юго-западном склоне трёхглавого горного массива Монте-Титано (738 м над уровнем моря), возвышающегося над холмистой равниной предгорий Апеннин.







Конституционная Абсолютная - монархия, где реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству, тогда, как сам монарх, царствует, но не правит, например, Великобритания, Япония. - власть монарха почти не ограничена, таких стран единицы, в основном в районе Персидского залива, таковы Саудовская Аравия. Теократическая - монарх является одновременно и светским государем, и главой церкви.


Король, ныне королева Елизавета вторая, считается главой государства, а также возглавляемого в Великобритании Содружества, членами которого являются больше 50 стран, ранее входивших в состав Британской Империи. Великобритания не имеет конституции как единого документа. Великобритания имеет парламентарное правительство, основанное на вестминстерской системе.



До принятия конституции 1947 года Япония была абсолютной монархией, законы которой наделяли императора неограниченной властью и приписывали ему божественное происхождение. Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом в Японии является парламент. Он состоит из двух палат: палаты представителей и палаты советников. Палата представителей состоит из 480 депутатов, избираемых на 4 года, а палата советников из 242 депутатов, избираемых на 6 лет.



Глава государства (король) осуществляет законодательную и исполнительную власть, одновременно являясь премьер-министром, главнокомандующим вооружёнными силами и верховным судьёй, а также духовным правителем. Правительство формируется из членов королевской семьи. Первым королём Саудовской Аравии был Абдель Азиз Ибн-Сауд, который правил страной с 1932 по 1953 г. Как считается, у Ибн-Сауда было 17 официальных жён, из которых пять носили титул «первой жены». Ныне королевское семейство насчитывает около 5 тыс. особ мужского пола разной степени родства, и между ними поделены все государственные посты.



Абсолютная теократическая монархия, управляемая Святым Престолом. Сувереном Святого Престола, в руках которого сосредоточены абсолютная законодательная, исполнительная и судебная власть, является Папа Римский, избирающийся кардиналами на пожизненный срок. После смерти Папы и во время конклавa вплоть до инаугурации нового Папы его обязанности исполняет камерленго.



УнитарнаяФедеративная - государство имеет такую форму административно- территориального устройства, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть, таковы Япония, Швеция, Франция и большинство стран мира. - государство имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными законами и органами власти существуют отдельные самоуправляющиеся единицы, имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные власти, таковы Россия, США, Индия и др.


До недавнего времени Бельгия относилась к числу унитарных государств. Однако обострение национальных противоречий между населяющими её валлонами и фламандцами привела к тому, что в 1993 г. Парламент специальным законом ввёл в этой стране федеративное административно-территориальное устройство. Глава государства король, глава правительства премьер- министр. Правительство назначается королём; половина министров должна быть представителями нидерландскоязычного сообщества, половина - франкоязычного сообщества.



В наши дни проблема административно-территориального устройства во многих странах,приобретает характер важнейшей политической проблемы. В первую очередь это относится к федеративным государствам таким, как Россия, Индия, ЮАР, Канада. Надеемся, что эти проблемы будут решаться мирными путями как можно скорее.

Законодательная власть в Великобритании принадлежит парламенту, но по точному смыслу британской конституции парламент - триединое учреждение: оно включает главу государства (монарха), палату лордов (исторически - палату знати и высшего духовенства) и палату общин (исторически - палату простолюдинов). На деле же под парламентом понимаются лишь две палаты, а в обычном словоупотреблении - нижняя, которая осуществляет законодательные функции и верхняя. Хотя глава государства по конституционной доктрине является составной частью парламента, с точки зрения концепции разделения властей он относится все же к исполнительной власти.

Палата общин состоит из 651 члена. Избирается по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства. Она избирается на 5 лет. Депутаты (в Великобритании их принято называть членами парламента) обладают индемнитетом и ограниченным иммунитетом, причем только во время сессии, а также 40 дней до начала и после завершения сессии. Они имеют трех оплачиваемых государством помощников. Им возмещаются транспортные, канцелярские, почтовые расходы. По выходным дням организуются встречи с избирателями. Депутаты принимают их заявления для передачи парламенту и т.д. Спикер руководит заседаниями палаты и ее обслуживающим персоналом. Имеет трех заместителей, которые, в частности, руководят заседаниями, если палата преобразует себя в комитет всей палаты. Спикер избирается на весь срок полномочий палаты и выходит из состава своей партии (считается беспартийным), т.к. должен быть лицом беспристрастным (он не в праве даже обедать вместе с депутатами, чтобы те не оказывали на него влияния). Спикер не может голосовать, он подает решающий голос только в том случае, если голоса членов палаты разделились поровну. Он не вправе комментировать выступления членов палаты и выступать сам. В палате общин образуются постоянные и временные комитеты .

Постоянные , в свою очередь, делятся на 3 вида: комитет всей палаты; неспециализированные и специализированные.

Комитет всей палаты представляет собой весь ее состав. Он созывается для обсуждения конституционных и финансовых законопроектов, а также предложений о национализации или денационализации (в последнем случае - по желанию правительства). На заседаниях комитета всей палаты председательствуют поочередно заместители спикера.

До реформы 70-х в палате существовали только неспециализированные комитеты . Они имели буквенную нумерацию - А, В, С и т.д. Такие комитеты существуют и сейчас (до 50 человек). Теперь созданы и специализированные комитеты - по обороне, внутренним делам, сельскому хозяйству и др. Их около 15, но они меньше по численности. Оба вида комитетов предварительно обсуждают законопроекты, контролируют деятельность администрации, занимаются парламентскими расследованиями, но основная деятельность специализированных комитетов связана с контролем за управлением, за работой министерств.

Среди временных особое значение имеют сессионные комитеты палаты общин. Они именуются так потому, что учреждаются из года в год в начале каждой сессии. Основная сфера их деятельности - обеспечение функционирования самой палаты. К сессионным относятся комитеты: по вопросам процедуры; привилегиям; петициям, направленным палате общин; обслуживанию депутатов.

Палата лордов , состав и численность изменяется, формируется в основном по наследственному признаку.

Около 2/3 палаты - пэры (мужчины и женщины, унаследовавшие дворянский титул не ниже барона), около 1/3 - пожизненные пэры (титул присваивается королем по рекомендации премьер-министра за выдающиеся заслуги и не передается по наследству). Кроме того, в состав палаты входят: 26 духовных лордов (архиепископы и епископы) англиканской церкви, 20 пожизненно назначаемых королем (по совету премьер-министра) «лордов по апелляции» (апелляционный комитет - по существу, высшая судебная инстанция страны по гражданским делам), несколько десятков человек, избираемых шотландскими и ирландскими лордами. В палате председательствует лорд-канцлер. Кворум в палате - 3 лорда, заседания происходят на основе саморегулирования.

В парламенте создаются партийные фракции (теперь 4 фракции имеются даже в палате лордов). Их возглавляет лидер, обеспечивающий явку членов фракции на голосование в палате. В нижней палате парламента строгая партийная дисциплина, но депутат зависит также и от поддержки избирателей, низовых организаций партии, которые могут иметь иное мнение, чем ее руководство. Организацией работы парламента, удостоверением его актов ведают клерки палаты, имеющие подчиненный им небольшой аппарат.

В конце 60-х годов создана должность парламентского уполномоченного (омбудсмана) по делам администрации. Назначается правительством до достижения 65 лет и проводит расследования правонарушающей деятельности органов исполнительной власти.

Законодательный процесс . Чтобы стать законом, билль проходит несколько слушаний в каждой палате, где тщательно обсуждаются их основные принципы и тщательно изучаются детали. Таким образом, хотя проект закона (билль) может быть внесен в любую палату, на практике законопроект сначала рассматривается палатой общин и только затем передается в палату лордов. Монарх обладает законодательной инициативой, но от его имени законопроекты представляют министры.

Подавляющее большинство законопроектов принимаются по инициативе правительства. Законопроект рассматривается в трех чтениях. В первом чтении клерк палаты зачитывает его заголовок, во втором обсуждаются основные положения законопроекта, после чего он передается в один, а иногда в несколько смежных парламентских комитетов, где проходит постатейное обсуждение с поправками и голосованием. После возвращения из комитета второе чтение в палате продолжается, могут быть внесены поправки, принимаемые путем голосования. Третье чтение заключается в общей дискуссии по проекту с предложениями за его принятие или против. Нередко спикер просто ставит проект на голосование («за» и «против»). Для дискуссий по проекту необходимо присутствие 40 членов палаты, но для принятия закона требуется большинство голосов общего числа членов палаты.

Если проект принят, то он передается в палату лордов, где происходит аналогичная процедура.