Я боюсь идти школу что делать. Боязнь и страх — почему ребенок боится идти в школу. Такая страшная школа

Кто вообще больше боится школы, родители или дети? Как относиться к детским страхам и что сделать, чтобы ребенок почувствовал себя увереннее и спокойнее? Вот несколько психологических приемов и книги, которые помогут детям преодолеть дидаскалейнофобию.

Да-да, это настоящее название настоящей фобии! Таким словом называется страх детей перед школой. Конечно, фобия в полном смысле этого слова, особенно такая экзотическая, встречается довольно редко. Но неприятное чувство при мысли о том, что «скоро в школу», знакомо многим - и детям, и их родителям. Пока одни школьники с нетерпением ждут «Дня знаний», чтобы увидеться со своими приятелями и погрузиться в насыщенную школьную жизнь, другие тоскуют и боятся.

Иногда причина страха - переход в новый статус (первоклассника или ученика средней школы) или в новое учебное заведение. Воспоминание о неприятных школьных историях, обидах, насмешках, о предвзятом преподавателе и, тем более, о буллинге тоже может отравить первые дни сентября. Тяжело идти в школу тем, кто много проболел в прошлом году и чувствует себя неуверенно. Или, наоборот, родители так замучили летом ребенка дополнительными занятиями, что никакой жажды знаний к сентябрю уже не осталось. А некоторые дети за лето, увы, не успели забыть ощущения постоянного стресса, невыносимых нагрузок и усталости, которые у них связаны с учебой в школе.

Что делать, чтобы ребенок меньше переживал из-за школы?

Вот что советуют психологи:

  1. Первоклассников лучше заранее познакомить с первой учительницей и со школьным зданием, особенно, если они не ходили в детский сад. Постарайтесь подробно рассказать им, зачем нужна школа, как будет проходить их день, что изменится, а что останется прежним, кто будет провожать в школу и встречать после уроков, когда они смогут гулять, играть и общаться с родителями.
  2. Если ребенок боится встречи с одноклассниками или учителями, нужно приложить усилия, чтобы выяснить, кто и что его расстраивает. Поговорите с родителями одноклассников, с классным руководителем и школьным психологом, позовите друзей вашего ребенка в гости или сходите с ними в кино, чтобы понаблюдать за их общением. Пусть ребенок почувствует ваше неравнодушие и вашу защиту: если ему плохо, станьте его адвокатом в сложной ситуации, покажите ему, что он всегда может на вас положиться.
  3. Для тех детей, которым тяжело дается учеба, можно заранее придумать приятные занятия, где они будут получать удовольствие от процесса и где будут чувствовать себя успешными. Это могут быть танцы, спорт или творческие кружки.
  4. Родителям важно не волноваться самим, чтобы не передать свою тревогу детям. Спокойное отношение мамы и папы к учебе и особенно к успехам ребенка покажет ему, что родители всегда будут на его стороне, объяснят, защитят, помогут. Дайте ребенку понять, что школа - только часть жизни, и мир не рухнет от плохих оценок или от замечания за плохое поведение.
  5. Наконец, если вы чувствуете, что ребенок близок к панике и никакие успокаивающие мероприятия на него не действуют, имеет смысл проконсультироваться с психологом. Родителям не всегда легко распознать глубокие причины детского страха, которые понятны специалисту. Вполне может быть, что одна или несколько консультаций сделают жизнь всей семьи спокойнее и радостнее.
  6. Есть и еще один очевидный способ снизить тревогу. Помогите ребенку поверить в то, что он готов к школьной жизни, что его интеллектуальных ресурсов хватит, чтобы справиться с учебой. Для этого тренируйте в игровой форме устный счет, пробуйте прочитать вслух пару абзацев детской книжки на скорость, почаще играйте в слова, выучите несколько стихотворений, скороговорок и загадок, которые нравятся ребенку.

Что читать?

Чтобы у вас под рукой всегда были интересные и разнообразные задания, мы подготовили подборку книг издательства Clever из коллекции “К школе готов!” . В ней есть тренажеры для обучения чтению и множество веселых заданий с наклейками для разного возраста. Есть викторина отличника для тех, кто идет в первый или второй класс, и сборник олимпиадных задачек по математике. Книги отлично подойдут для будущих первоклашек и школьников младших классов.

Авторский курс подготовки к чтению Ирины Мальцевой (4-6 лет). Здесь есть опыт известного педагога, игровая форма подачи, подробные пошаговые инструкции для родителей. Дети не только быстро выучатся читать, но и расширят свои представления о мире.

— новая обучающая книжка серии «Суперзнатоки». Маленькую книжечку можно брать с собой в дорогу, чтобы не скучать. Детям предлагается раскрасить сложные предметы по образцу, разгадать секретный код и узнать имена животных. Так можно в игре освоить всю программу старшей группы детского сада и почувствовать себя настоящим супергероем, готовым сразиться с неведомыми трудностями первого школьного года.

«Болит живот» или «сегодня не надо в школу» - проблема частая, а причины разные. Существуют решения для всех возрастов.

Испытывать страхи и тревоги - абсолютно нормальное явление здоровой психики. В норме, страх заставляет человека «встряхнуться» и максимально активизироваться, реагировать, быстро действовать. В этом смысле испытывать страх неприятно, но полезно.

Все меняется, когда страхов становится слишком много, или когда ребенок в них «застревает», теряет контроль над собой и ситуацией. Почему это происходит? Фобии не возникают в одночасье. Чаще всего, это результат длительного накопительного процесса, начиная с раннего детства, протекания беременности и родов. Или же это боязнь разлуки с родителями, или трудности с учебой, или неприятности в отношениях с учителями и одноклассниками.

Или страх неизвестности, завышенные родительские ожидания, заниженная детская самооценка, слишком строгие родители или слишком тревожные родители. Работу с травмами, проблемами и их последствиями, безусловно, следует доверить специалисту-психологу (ребенку дошкольного и младшего школьного возраста, например, подходит арт-терапия - сказка-терапия, рисуночная терапия, подросткам - синематерапия, групповая терапия).Тем не менее, есть пространство, в котором родителям и детям можно и нужно поработать самостоятельно.

Фобия - это не что иное, как страх… самого страха, то есть сильнейшее, буквально паническое, неприятие страха, как такового. Парадокс заключается в том, что для победы над детскими фобиями, родителям придется их… полюбить: признать, принять и «обыграть».

Как помочь ребёнку избавиться от страха школы?

Помимо всего вышеперечисленного – сложности с учебой или отношениями – реальная проблема может быть абсолютно пустяковой, но при этом тревожить ребенка: на празднике забыл стихотворение, что-то уронил в столовой, зашел в туалет для противоположного пола – да все, что угодно. Объясните, как справиться с ощущением дискомфорта и как исправить ситуацию.

Часто дети чувствуют, что все взрослые члены семьи работают над какой-то общей задачей, пытаясь оградить от нее ребенка. Дети интуитивно будут стараться принять участие в непростой ситуации, быть дома и рядом с семьей, чтобы ничего не упустить. Если есть проблема, и родители объединяются для ее решения, а ребенка в нее не посвящают – ребенок все равно это чувствует. Не скрывайте от него наличие общего семейного дела – расскажите столько, сколько сочтете нужным. Расставьте акценты таким образом, чтобы ребенок понял: самая лучшая помощь с его стороны сейчас – это учиться, ходить в школу, получать знания, оставаться здоровым и жизнерадостным.

Не возражайте и не критикуйте, наоборот, поддержите своего ребенка. Доброжелательно, неторопливо и оптимистично разговаривайте на тревожащие его темы столько, сколько ему нужно. Объясняйте ему, что испытывать страх и беспокойство - это нормально.

Внимательно и сочувственно выслушав ребенка, постарайтесь плавно перевести разговор с негативного сюжета на желаемый, благоприятный вариант развития событий. Спросите, какое решение, по мнению ребенка, было бы самым удачным. При этом действуйте не торопясь, мягко и тактично, задавая наводящие вопросы. Важно, чтобы в таких разговорах ребенок развивал инициативу, и чувствовал наравне с родительской поддержкой и пониманием, что он и сам способен находить выход из неприятных ситуаций. Расскажите про свои школьные страхи и их исчезновение. Посмейтесь вместе над ситуациями - как над детскими страшилками.

Используйте принцип «постепенной экспозиции». Помещайте ребенка в новую и неизвестную ситуацию ненадолго, и будьте с ним вместе по максимуму. Придумайте способ приучать его к школе крошечными порциями. Детально проговаривайте с ним, что он будет делать во время разлуки, подробно расскажите малышу, что вы будете делать, пока он будет в школе. Придумайте вместе, как вы от празднуете окончание школьного дня, окончание школьной недели.

Творчески отнеситесь к принципу совмещения приятного с полезным: организуйте ознакомительную экскурсию по школе в компании с любимыми друзьями. Запланируйте пикники с одноклассниками, сводите их в ближайшие выходные в боулинг, зоопарк, музей или на аттракционы. Чем больше позитивных эмоций - тем скорее завяжутся дружеские отношения в классе. Поощряйте своего ребенка к приятельским отношениям и дружеским контактам с одноклассниками (предложите пригласить в гости после школы, испечь забавные печенья и угостить одноклассников, устройте фотосессию или тематическую вечеринку).

Ничто так не повышает мотивацию и энтузиазм в детском возрасте, как родительская поддержка. Зная, что родители высоко оценивают и любят ребенка таким, какой он есть, ребенок будет более устойчив к стрессам и жизнерадостен. Объясняйте, что в школе могут возникать неприятности, и нужно быть готовыми с ними справляться. Скажите, что вы всегда поможете – и с учебой, и в отношениях с учителями и сверстниками. Во всем и всегда вы будете рядом.

(врач-психиатр)

Дидаскалейнофобия: симптомы, лечение, профилактика

18.02.2015

Мария Барникова

Современные дети испытывают колоссальные психологические и физиологические нагрузки. Свободный доступ к широкому информационному пространству, акселерация и многие другие факторы приводят к тому, что детская и подростковая психика не справляется с многочисленными стрессовыми ситуациями, потоками новой информации и т.д. На фоне этого возникают неврозы, в том числе различные фобии. Что такое дидаскалейнофобия, и почему она появляется […]

Современные дети испытывают колоссальные психологические и физиологические нагрузки. Свободный доступ к широкому информационному пространству, акселерация и многие другие факторы приводят к тому, что детская и подростковая психика не справляется с многочисленными стрессовыми ситуациями, потоками новой информации и т.д. На фоне этого возникают неврозы, в том числе различные фобии. Что такое дидаскалейнофобия, и почему она появляется у школьников?

Что такое дидаскалейнофобия

Слово «фобия» переводится с греческого языка, как «страх». Дидаскалейнофобия – это фобия, присущая только школьникам. Фактически она трактуется, как «боязнь школы».

Родители не всегда распознают вовремя наличие у ребенка этой фобии. Нежелание детей школьного возраста посещать учебное заведение обычно трактуется, как банальная лень или каприз. Однако в таких случаях стоит внимательнее присмотреться к школьнику, поскольку тревожно-фобические расстройства становятся всё более актуальными именно для людей юного возраста — если так можно выразиться, психические патологии «молодеют».

Еще одна причина, по которой взрослые игнорируют дидаскалейнофобию – ошибочная уверенность в том, что если ребенок действительно страдает психическим расстройством, то это проявляется во всех сферах жизни с одинаковой интенсивностью. Но это далеко не так: фобии связаны с конкретными страхами, и если пациента изолировать от источника его психологических проблем, то в целом он ведет себя адекватно.

Напротив, если долго игнорировать наличие реальных психологических проблем у ребенка, то впоследствии это приведет к более тяжелым расстройствам, паническим атакам и глубокой депрессии.

Симптомы дидаскалейнофобии

Боязнь ходить в школу сопровождается рядом симптомов, которые свойственны проявлениям панического страха:

  • удушьем;
  • затрудненным дыханием;
  • учащенным и сильным сердцебиением;
  • интенсивным потоотделением;
  • ощущением дрожи в теле;
  • мышечной слабостью и предобморочным состоянием;
  • ощущением дискомфорта в груди и т.д.

Помимо этого, дидаскалейнофоба могут беспокоить боли в животе, тошнота, головокружения или ощущение тяжести во всем теле.

Но самый показательный симптом, как бы парадоксально это ни звучало – страх перед приступами страха: дидаскалейнофоба периодически мучает озабоченность своими приступами. Чем старше ребенок, тем больше вероятность того, что он будет бояться сойти с ума из-за своей дидаскалейнофобии. В момент приступа ребенок может проявлять как повышенную активность (например, в панике быстро ходить из стороны в сторону), так и, наоборот, впадать в оцепенение. Подобные симптомы заслуживают внимания, вряд ли их можно спутать с обычным капризом.

Почему появляется боязнь школы

Довольно редко дидаскалейнофобия появляется в результате единичной психологической травмы, нанесенной ребенку в стенах школы. Чаще всего подобные неврозы развиваются вследствие длительного, а, главное, регулярного воздействия ряда негативных факторов на психику ребенка.

Примеры подобных факторов:

  • постоянные издевательства одноклассников;
  • подтрунивание и жестокие шутки школьников;
  • частые угрозы расправы со стороны сверстников или старшеклассников;
  • непомерные умственные нагрузки;
  • психологическое давление со стороны одного учителя или ряда педагогов и т.д.

Есть еще нестандартные проявления дидаскалейнофобии. Например, когда ребенок боится, что пока он будет находиться в школе, с его родными произойдет что-то ужасное. Или же когда семейные проблемы настолько поглощают ребенка, что он начинает чувствовать себя ответственным за их решение, совершенно отрицая необходимость посещения школы.

В любом случае школа – это важный этап социализации личности, поэтому с дидаскалейнофобией необходимо бороться.

Как справиться с дидаскалейнофобией

Ребенок не всегда может исчерпывающе объяснить причины, вызвавшие боязнь школы. В большинстве случаев он и сам плохо понимает источник своих страхов. Поэтому без помощи квалифицированного специалиста здесь не обойтись.

Детский психолог в регулярных беседах поможет осознать школьнику, какие именно факторы породили дидаскалейнофобию. Он объяснит, как можно справиться с нападками сверстников, психологическим давлением и прочими вещами, с которыми сталкивается подросток.

Психолог поможет сформировать правильное отношение ко всему происходящему. Если же причиной фобии стал страх за здоровье и благосостояние родителей, то детский специалист обучит нескольким приемам, используя которые школьник научится комфортно чувствовать себя вне дома, без присмотра родителей.

Наряду с психологической терапией в некоторых случаях назначается прием легких антидепрессантов, применение ЛФК или других физиотерапевтических мер.

Профилактика дидаскалейнофобии

Тревожно-фобические расстройства поддаются лечению, но подобные неврозы не проходят для человека бесследно и всё равно вызывают ряд изменений в его поведенческих привычках. Поэтому лучше предотвращать невротические расстройства на ранних стадиях.

Что касается дидаскалейнофобии, она может начать развиваться уже в начальных классах. Родители часто замечают, как дети капризничают, не могут включиться в рабочий процесс. После этого следуют заявления ребенка о том, что он отказывается ходить в школу или же малыш демонстративно перестает готовиться к урокам. Это не признак развивающейся боязни школы, но в такие моменты ребенок остро нуждается в особом внимании родителей и поддержке. Любые раздраженные фразы, повышение тона, отказ войти в положение малыша, резкие высказывания в его адрес только усиливают стресс и напряжение, создавая благоприятную почву для развития невроза.

Таким образом, самая лучшая профилактика детского невроза – это доверительные беседы с ребенком, внимание, психологическая поддержка и хороший микроклимат в семье.

Оценка статьи:

читайте также

Боязнь школы и нежелание туда ходить все чаще встречается у детей. Почему ребенок боится школу?

Не все, но многие родители проходят через страх ребенка перед школой. Вроде чадо так ждет, когда пойдет в первый класс. Так готовится. А потом - бац! - желание пропадает, и начинаются капризы, истерики, уговоры. Это может произойти как в первый день, так и в любой другой посреди учебного года.

Такая страшная школа

Наконец вы вместе со своим чадом дождались 1 сентября. Праздничное настроение, белые кофточки, пиджачки, банты, портфели и букеты всюду радуют глаз. Первая линейка, первый урок, первые знакомства. Все лучше, чем вы могли представить.

Но проходит пара дней, и неожиданная гроза врывается в вашу тихую гавань. Ребенок начинает закатывать истерики, не желает ходить в школу, и никакие уговоры не действуют. Это может быть тихим плачем с мольбами в глазах и просьбами никогда больше не водить его в такую страшную школу. А может вылиться в громкий бунт с выбросом эмоций и ненависти.

Вы не узнаете ребенка. Не понимаете, что могло произойти. Сначала пытаетесь узнать причины у самого первоклассника, но это не всегда приносит плоды. Тогда самое время явиться за объяснениями к учителю. Конечно, бывают случаи, когда действительно что-то произошло в школе. Тогда это проще решить. Можно повлиять на ребенка и успокоить его. Но что делать, например, когда нет никакой видимой причины?

Ваше чадо не может указать на конкретные причины, да и учитель не заметил ничего плохого. Именно такая ситуация обычно сильно расстраивает и мучает. Откуда берется страх и почему ребенок боится идти в школу? Как влиять, помогать, исправлять, если не видишь, что именно нужно исправить? Ответ дает тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Ощущение защищенности - основа жизни

Ни для кого не секрет, что самую главную роль в жизни ребенка играют родители. Их внутреннее состояние и поведение (особенно мамы) полностью отражается в ребенке как в зеркале . С самого рождения и до школы ребенок является одним целым со своей мамой. Если она спокойна и уверена в завтрашнем дне, не мучается страхами, депрессиями, плохими состояниями, то и ребенок полностью уверен, что он в безопасности.

Если мама сама в нехорошем состоянии, путь даже с улыбкой на лице, то бесполезно ждать от ребенка спокойствия и уверенности. Раз мама нервничает, значит, и ему угрожает опасность. Большинство страхов у детей отсюда родом.

Такое стрессовое состояние останавливает психическое развитие ребенка. Как бы вы ни развивали его кружками и секциями, он не будет готов к школе психически. Водить его к психологу или врачу тоже бесполезно. Они не смогут дать того, что зависит только от вас. Если дома нет защиты и спокойствия, то в школе еще страшнее - там нет родителей.

И наоборот, если ребенок ощущает постоянную защиту и спокойствие от мамы, он уверен, что все хорошо. Нет напряжения, нет стрессов - значит, бояться не нужно. Такой первоклассник спокоен и уравновешен. Он знает, что мир не враждебен. Ему ничего не угрожает, ведь мама спокойна, пусть она и не всегда рядом.

Ощущение защищенности и безопасности нужно ребенку с самой первой минуты после рождения и до окончания школы - как минимум! Это самое главное условие, которое практически гарантирует, что ваш ребенок будет избавлен от необоснованных страхов. Меньше вероятности, что ребенок будет бояться школу.

Ранжирование в детском коллективе

Есть еще одно важное условие для быстрой и безболезненной адаптации к школе - детский сад. С трех лет человек начинает воспринимать себя частью коллектива. Ему необходимо найти свое место в нем - без участия родителей. Самый лучший возраст для этого - от трех до шести. Как раз время детского сада. Социализация обязательно должна произойти в этом возрасте.

Научившись взаимодействовать с другими детьми, поняв свою роль в обществе, ребенок будет чувствовать себя уверенно. К походу в первый класс он будет полностью адаптирован и готов морально. Естественно, с таким ребенком проблем в школе будет меньше либо их не будет совсем.

Если ваше чадо не посещало детский сад, то вся социализация начнется именно в первом классе. Это несет определенные проблемы. Возраст уже упущен, отрыв от мамы еще тяжелее, а большинство детей уже его прошли. У таких деток чаще всего и возникает испуг при попадании в большой коллектив, с которым приходится оставаться один на один.

Но даже если ваш ребенок не был в детском саду, сильно привязан к маме и резко ощутил весь ужас перемен при походе в первый класс, ему можно и нужно помочь как можно мягче пройти процесс адаптации. И точно понимая причины проблем, это сделать намного проще.

Ребенок боится школу: причины

Страх у детей не появляется на пустом месте . Для этого есть вполне четкие причины, которые возникают в зависимости от свойств ребенка, заданных природой. Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана помогает разобраться, какие свойства заложены в вашем ребенке и чего может бояться именно он.

Выделим основные группы причин, почему у ребенка может пропадать желание ходить в школу, чего он может бояться:

1. Страх чем-то выделяться, обращать на себя внимание, быть не как все и из-за этого стать изгоем.

2. Страх что-то неправильно сделать, не успеть доделать; что его не похвалят, поругают, будут смеяться.

3. Страх, что все кругом кричат и бегают, нет спасительной тишины, к которой он привык дома.

Каждая группа может включать какой-то один страх или сразу несколько. Есть и дети, для которых все вышеперечисленное - не проблема. Если же с вашим ребенком происходит «что-то не то», самое время разобраться, что именно.

Необходимо и учитывать, что младшие школьники еще не имеют достаточных культурных ограничений, они нередко бывают жестокими по отношению к однокласснику, который чем-то выделяется. Это может быть необычное имя, изъян во внешности. Насмешки и игнорирование неизбежно приведут к нежеланию идти в школу.

Страх быть не как все

Выделяться, отличаться не хочет ни один маленький ребенок, дети хотят быть как все, чтобы не стать изгоем . Но чаще такой страх присущ детям со зрительным вектором. Эти детки изначально рождаются с чувством страха как базовой эмоцией. При правильном развитии страх за себя перерастает в свою противоположность - любовь к другим и чувственность. А пока страх - это естественно; важно знать, как на него реагировать.

Дети со зрительным вектором, не ощущая защищенности от мамы и не имея навыка социализации, первыми становятся объектами травли. Более слабые физически, часто плачут, реагируют эмоционально на каждую мелочь, им жалко всех и всегда.

Им страшно идти в школу. В то же время ими движет желание общаться, познавать что-то новое, быть в коллективе. Без эмоций и эмоциональных связей они себя не мыслят. Поэтому противоречие - и страшно, и хочется - это про них.

Такого первоклассника нужно поддерживать в стремлении получить порцию общения, узнать что-то новое, увидеть то, чего он еще не видел. Просто необходимо поощрять его делиться с новыми друзьями чем-то вкусным и помогать во всем тем, кто нуждается в помощи. Он получает от этого процесса необычайное наслаждение. Оно заложено природой, поэтому будет очень кстати. Кроме того, для детской стайки ребенок, способный делиться, помогать бескорыстно, будет самым желанным для общения. К нему будут притягиваться окружающие, он никогда не будет изгоем, и это касается всех детей.

Страх быть обсмеянным

Он бывает только у детей с так называемым анальным вектором. От природы это самые послушные дети, привязанные к маме, которая является для них идеалом. Они медлительны, очень основательны и не любят переключаться с одного дела на другое, не доделав первое. Для них похвала - самое важное. Они же склонны обижаться и не терпят насмешек в свой адрес. Опять же, при правильном развитии эти качества превращаются в самые положительные.

Такого ребенка категорически нельзя торопить. Никогда и ни в чем. Необходимо давать ему время доделать все до конца. Потом обязательно похвалить, но в меру. Перехвалить тоже нельзя. Он сразу почувствует подвох. Ни в коем случае нельзя смеяться над ним и высмеивать, если что-то не получается. Иначе обида может остаться в памяти на всю жизнь. А память у таких детей самая лучшая.

При походе в школу ребенка с анальным вектором нужно поощрять за особую тягу к знаниям, а она точно будет, если он развивается без задержек; хвалить за хорошие оценки, за чистоту и аккуратность тетради. Ему особенно нужна поддержка. Можно подсказать ему, что будет нелишним объяснять непонятное своим одноклассникам, помогать им разобраться в чем-то.

Очень хорошо было бы поговорить с учителем, чтобы старался меньше дергать и торопить такого ученика. Ну, и постоянная поддержка родителей - самое важное для неторопливого ребенка.

Если громкие звуки на перемене вызывают ужас

В каждом коллективе обязательно есть ребенок (или даже не один), который привык стоять в сторонке, не участвует в беготне, а при криках закрывает ушки руками. Это обладатель звукового вектора. Его часто считают не от мира сего. Но он более, чем нормален. Именно он может бояться школы по причине шумной обстановки в классе.

Ребенок со звуковым вектором - интроверт. Он не выносит больших компаний и громких звуков. Ему тяжело привыкнуть к школе и влиться в коллектив. В потенциале такой ребенок самый гениальный. Он всегда старается постичь смысл, очень тонко слышит звуки, часто имеет абсолютный музыкальный слух, склонен к науке. Он может стать выдающимся ученым или музыкантом.

Но это опять же - в потенциале. Для этого ему необходимо находиться в тишине. Хотя бы дома.

Ребенку со звуковым вектором нужно создавать дома абсолютную тишину. На него нельзя кричать и даже повышать голос. Именно тихую речь и шепот он способен услышать лучше всего . Ни в коем случае нельзя унижать его смыслами, обзывать глупым или бестолковым, говорить, что из него ничего не выйдет. От этого ребенок теряет способность слышать, думать, воспринимать. Он уходит в себя и отключается от мира.

Психология, которая дает результаты

В наше время чаще всего дети рождаются с несколькими векторами. Соответственно, и свойства сочетаются в них разные. Именно из этого нужно исходить при подготовке ребенка к школе.

«… я сейчас понимаю, что у нее не было ощущения защищенности и безопасности, что все мои зрительные страхи самым непосредственным образом влияют на нее, причем с самого рождения. Но в то время я нашла единственную причину такого поведения. Школа! 1 класс, стресс, пройдет. На том и успокоилась. В это время жена моего брата начала слушать лекции по СВП и периодически намекать, что мне бы тоже неплохо было бы хотя бы почитать, а лучше послушать и ради себя, и ради семьи и т.д…
… Постаралась сосредоточиться на ребенке, толком не понимая, как это делать. Для начала «внедрила» еще один обязательный ежедневный ритуал. Перед сном я приходила к ней в комнату, ложилась рядом, и мы с ней разговаривали на все интересующие ее темы. Ей это очень нравилось, она ждала этого весь вечер. Она делилась со мной какими-то моментами из школьной жизни, я рассказывала ей о своей…»
Оксана М., юрист, Пенза

«…я уже ощутила быстрые и невероятные перемены в сыне. Про свои результаты, а они тоже есть, я напишу отдельно. Тренинг проходила я - а результат видела в нем! Только здесь, на тренинге, я поняла, насколько мы связаны. Это поразительно! Он раньше меня ловил то, что Юрий давал мне!
Он внезапно успокоился. Перестал спрашивать, все ли у меня хорошо. Делать навязчивые движения (ритуалы), плакать без причин. Но самое главное - он начал снова воспринимать учебную информацию на слух!..
…И вдруг он начал готовиться к урокам…
А потом он стал носить одну за другой пятерки. Видя его состояние, я решила не давать ему таблетки, которые мы периодически пили на протяжении этого времени…
…Сегодня, когда я пишу этот отзыв, до конца учебного полугодия осталось три дня, и мой сын заканчивает его отличником!..»
Юлиана Г., учитель в музыкальной школе, Ульяновск

Тревоги бывают разные, и зависят они от характера ребенка и его психологической защиты

Тяжело привыкать к учебе после каникул, а впереди такая длинная третья четверть! Поневоле загрустишь. А у тревожных детей вновь появляются уснувшие было проблемы. И одна из них — школьные страхи, которые часто усиливаются из-за перемены жизненного ритма, нагрузки, болезней.

Школа для детей — основной социум. С ней связана масса обязанностей и желаний. Неудивительно, что здесь концентрируется и большинство страхов. Один ученик неуверен в себе и опасается поднять руку, другому трудно общаться с одноклассниками. Нередко возникает страх перед проверочной работой, и довольно часто школьники, особенно младшие, боятся учителя. Тревоги бывают разные, и зависят они от характера ребенка и его психологической защиты.

Сам по себе страх не всегда однозначно вреден. Он избавляет нас от излишнего риска, помогает адаптироваться к ситуации. Но порой тревога становится постоянной и сильно осложняет жизнь. Тогда необходимо обратить серьезное внимание на эмоциональное состояние ребенка и задуматься о причинах его ухудшения.

Страх или волнение?

Слово «боюсь» для детей не всегда означает страх. Так ребенок может называть и другие ощущения: «Мне не хочется», «Я волнуюсь». Помогите сыну или дочери понять свои чувства. «Когда это действительно школьный невроз, его проявления (депрессия или агрессия) усиливаются в период учебы, — объясняет Татьяна Авдулова, доцент кафедры возрастной психологии МПГУ. — Если в каникулы состояние улучшается, ребенок увлеченно обсуждает разные темы, но при этом отторгает все, что связано со школой, — это повод внимательно присмотреться к ситуации».

Кто чаще боится

Проще всего свалить проблемы на излишне придирчивого учителя. Так бывает, конечно, но чаще причины гораздо глубже. Важно обратить внимание на отношения дома. Тревога, как росток, который попадает в подготовленную почву, развивается, когда снижена психологическая защита. Она формируется в семье.

Тревожная «рассада»:

1. Постоянное родительское недовольство. Тогда ребенок вечно ждет неприятностей, возникает неуверенность в себе. Такие дети могут бояться всего.

2. Завышенные требования. Повышенная требовательность лишает ребенка комфорта: его не понимают даже в семье. Появляется чувство неполноценности. Людмила Аншакова, психолог: «Дети боятся того, за что их могут наказать. Тем не менее возникает желание нарушить запрет, и получается замкнутый круг. Образ родителей в школьных дверях или другая авторитетная фигура (учитель) выглядит пугающе. Появляются специфические страхи (закрытых дверей)».

3. Гиперопека. Детям, не привыкшим самостоятельно принимать решения, непросто в коллективе сверстников.

Практика

1. Если страшно идти в школу

Так часто бывает после каникул или болезни. Предложите сыну или дочери договориться с кем-то из одноклассников и пойти в школу вместе.

2. Если страшно поднять руку и выйти к доске

Часто родители уговаривают ребенка не бояться и тем самым фиксируют страх. «Разумнее сосредоточиться на конкретной причине: ты опасался, потому что плохо выучил или точно не знал ответ?» — комментирует Людмила Аншакова.

3. Страх ответить неправильно

Учите управлять тревожной ситуацией: «У тебя есть возможность подготовиться (выучить урок, подумать, как себя повести)». Чаще тренируйте выступления на публике. От третьего лица выступать легче. Поиграйте, будто говорит не сам ребенок, а тот, кого он изображает.

4. При волнении

Объясните детям, что это позитивное чувство, которое подстегивает действие. Волнение можно умерить простыми приемами — глубоко подышать, обдумать первую фразу.

5. Перед контрольной

Не преувеличивайте ее значение («Тебе нужно выспаться, ведь завтра контрольная!»). Переведите событие в разряд рядовых («Такие проверки в жизни бывают постоянно»).

6. Если ученик боится учителя

Бывают, конечно, случаи, когда разумнее сменить учителя, но прежде есть смысл поработать с ситуацией. В любом случае объясните ребенку смысл школьных требований: это не произвол учителя, а стремление выполнить общие правила. Проиграйте разные ситуации: ребенок становится учителем, а кто-то из родителей — учеником.

7. При неуверенности

Родительский контроль должен быть не пошаговый, а итоговый. Допустим, просим купить хлеб, но не говорим, какой именно и в каком магазине.

8. При сложностях в общении

Приглашайте в гости одноклассников, придумывайте интересные мероприятия. Старайтесь, чтобы в новой компании или в новом месте ребенок оказывался не один, а с кем-то из знакомых людей.

9. Для всех ситуаций

Справиться с тревожностью и испугом помогают закаливание, четкий режим дня, прогулки перед сном. А если с наступлением темноты страхи усиливаются? «К концу дня накапливается физическая усталость, и тогда тревоги уходят на второй план, — объясняет психолог Людмила Аншакова. — Родители рядом, организм уже немного расслаблен, ничего не произошло. В результате страхи затуманиваются».

10. Анатомируем страхи

Проговариваем или рисуем. Изображение можно посадить в клетку, замазать или вообще порвать. Главное — вынести эмоции на поверхность, не держать их в себе.