Жеребьевка шахматного турнира по круговой системе. Системы розыгрыша в спортивных играх. Все участники получают большой игровой опыт

Круговая система - это такая система проведения соревнований, при которой каждый соперник последовательно встречаются с каждым. Для нивелирования фактора "своего поля" , встречи 2-х соперников обычно проводят парное число раз, например 2 раза (один раз на поле 1-го соперника, а вторую встречу - на поле 2-го соперника). При недостаточном количестве соперников, встречи могут проводить в 4-ре круга. Известны варианты, при которых турниры делят на предварительную стадию, в которой участвуют все команды, и финальную, в которой участвуют только лидеры (или аутсайдеры). При использовании нейтрального для всех соперников поля (равные условия проведения соревнований) допустимо проводить только одну встречу с каждым из соперников (групповые турниры финальной части чемпионатов мира по футболу, шахматные турниры). Можно вывести формулу, описывающую количество встреч, которые предстоит провести в круговом турнире каждой команде.
Количество встреч=количество кругов*(количество команд-1)

    Например, для одной команды число встреч в турнире составит:
  • (Турнир из 18 команд играющих в 2 круга) количество встреч=2*(18-1)=34
  • (Турнир из 10 команд, играющих в 4 круга) количество встреч=4*(10-1)=56
  • (Турнир из 20 команд, играющих в 1 круг) количество встреч=1*(20-1)=19
  • (Турнир из 4 команд, играющих в 8 кругов) количество встреч=8*(4-1)=24
Общее количество игр, которое необходимо провести в конкретном турнире можно рассчитать по формуле
Общее количество встреч в чемпионате= (Количество встреч одной команды)*(количество команд/2)
Считается, что круговая система обеспечивает наиболее справедливые условия проведения турнира. Иногда, для повышения мотивации участников, время начала встречи соперников, играющих параллельные встречи, назначают на одно и то же время. При турнирной системе возможны различные системы определения победителей. Наиболее распространенной системой является система начисления очков в зависимости от исхода встреч соперников. Наиболее известны системы "2-1-0" и "3-1-0" . Считается, что вторая система стимулирует команды на бескомпромиссность борьбы. Мнение автора - таки да, особенно где-то в Англии, но с некоторыми оговорками для, например, Украины. Действительно, победа лучше, чем 2 ничьи. И команды, решившие зафиксировать результат во встречах друг с другом (расписав по победе на брата) будут опережать 2 честные команды, которые не смогут выиграть в 2-х встречах и сыгравших 2 честные ничьи. Встречаются и другие варианты, например такие, когда ничья является недопустимым исходом. Фактически задачей проведения турнира является задача упорядочивания соперников в зависимости от их силы. Как правило, соперники начинают с равных показателей начальной силы, определенной цифрой 0 (ноль). Правда автор припоминает чемпионаты мира по хоккею, где участникам финальной части сохраняли количество очков, набранных на предварительной части. Простота начисления очков привела к повсеместному распространению этой системы определения силы команд. Действительно, исходя из положения команды в турнирной таблице, достаточно легко определить, кто сильнее, а кто слабее. В принципе - начисленные турнирные очки (в различных вариациях) - это простой и обычно применяемый числовой показатель, при помощи которого определяется потенциал команды на конкретный момент расчета и при помощи которого оценивают текущую силу команд или преимущество одной команды над другой. Так сложилось, что команда, набравшая наибольшее количество очков объявляется победителем турнира.

Тактика и стратегия.

Для команды-лидера стратегическая задача - победить в турнире. Иными словами, добиться положительного исхода как можно в большем количестве игр. Если конкретизировать задачу - добиться положительного исхода в большем количестве игр, чем любая другая команда. Для команды-аутсайдера стратегическая задача - не проиграть в турнире, т.е. добиться положительного исхода в большем количестве игр, чем конкуренты-аутсайдеры. Тактические задачи в играх соперников могут очень различаться на протяжении разных отрезков турнира, но, как правило могут быть формализованы в виде следующих 3-х вариантов. 1. Тактическая задача равных по силе команд - забить в ворота соперников больше мячей, чем соперник, при не допустимости нулевой разности забитых и пропущенных. 2. Тактическая задача более сильной команды во встрече с более слабым соперником - обязательно добиться положительного результата, т.е. забить больше количество мячей в ворота соперника, чем забьет он, при допустимости нулевой разности забитых и пропущенных. 3. Тактическая задача более слабой команды во встрече с более сильной - постараться не допустить взятия своих ворот соперником, а уже как вторичная задача - забить самому.

Фактор "своего поля".

Сколько помню свое увлечение футболом, всегда меня интересовал "так называемый" фактор своего поля . Что это такое и можно ли его измерить? После моего увлечения рейтингами ответить на этот вопрос стало вполне возможно. Давайте предварительно договоримся, что под равными по силе командами мы будем понимать такие команды, которые добиваются примерно одинакового исхода в борьбе с одинаковыми соперниками. Так вот. Оказывается, что если провести (гипотетически) 10 встреч примерно равных команд-соперников А и Б (причем сила А сила В ) на поле команды А , то примерно в 4-х встречах (41,5%) победу одержит команда А , в 3-х будет зафиксирована ничья (28,2%), а в 3-х победит команда В (30,3%). Сила одинакова, а очков в 10 встречах английская команда А должна набрать около 18, а точно такая же английская команда В наберет в этих встречах только 12 очков. Вот вам и фактор своего поля. Команды равные, а гости по итогам 10-и встреч наберут на 23 % очков меньше, чем хозяева. Любопытно, что существует такое соотношение превосходства сил гостей над силами хозяев, при котором вероятность победы гостей равна вероятности победы хозяев. В этом случае, скорее всего, команды в турнире из 10 встреч на поле команды А поделят очки поровну. При этом вероятность ничейного исхода составит примерно 27%. Любопытно, что при таком же превосходстве в силе, но в пользу команды хозяев, то они победят в 63,9% встреч. Вероятность проигрыша хозяев снизится до 12,9 %, а ничья, скорее всего, будет зафиксирована в 23,2 % случаев. Нелишне заметить, что данные, на основании которых были сделаны вышеприведенные выводы, были получены на основании встреч команд в чемпионате Англии (премьер лига, сезоны 1992-2006 годов). При этом результаты первых 10 и последних 10 туров не учитывались (были отброшены). Для Украины, России или Германии цифровая зависимость будет иная, но характер самой зависимости, я думаю, будет аналогичным. Кстати. В футболе мне больше всего как раз и нравится, что даже очень-очень слабая команда имеет теоретический (а значит и практический!) шанс отобрать очки у значительно более сильного соперника. Да, сильный, как правило, побеждает, но и у слабого есть шанс на успех.

Недостатки выявления победителя при помощи начисления очков.

Давайте представим себе следующую умозаключительную ситуацию. Автомобилю по трассе разрешено ехать со скоростью 90 км/час, через населенные пункты - со скоростью 40 км/час. Предположим нам известно, что дорога из пункта А до пункта В пролегала улицами населенных пунктов и еще сколько-то километров автомобиль ехал по трассе. Будем ли мы правы, если станем утверждать, что автомобиль, затративший на общий путь 4 часа и ехавший из них 1 час по городу и 3 часа по трассе проехал в итоге 40+270=310 километров? Конечно, скажите вы, утверждение ошибочно. Но давайте внимательно всмотримся в систему выявления победителей при помощи начисления очков. Она, эта система, практически аналогична вышеприведенному примеру с автомобилем. Играя в ничью (проезжая улицами любого города) мы получаем всегда 1 очко. Вне зависимости от реальной силы соперника (скорости движения). Такая же история с победой. Именно поэтому я проверяю турнирную таблицу рейтингом. Единственно - к рейтингам следует прилагать так же и кой-какую долю здравого смысла.

Первый шаг – создание оргкомитета. В оргкомитет, входят заинтересованные в соревновании люди. Оргкомитет, исходя из общих установок, обычно согласовывает и утверждает «Положение о проведении турнира» и поручает главному судье, разработку регламента и подбор кандидатуры судей.

Положение о проведении турнира . Основным документом, регламентирующим все взаимоотношения сторон, участвующих в организации и проведении турнира, является «Положение о проведении соревнования». «Положение» является организационно-правовой базой, нормой, «законом» для участников и судей. Какие разделы должны быть включены в «положение»:

Цели и задачи . Обычно здесь указываются задачи популяризации шашечной игры, повышения мастерства участников, выявления сильнейших игроков, цели отбора кандидатов в сборные команды или игроков, получающих право участвовать в других турнирах и т.п.

Сроки, место и система проведения. Указывается конкретный срок с момента открытия турнира до процедуры подведения итогов, адрес расположения игрового помещения. Описывается в общих чертах система проведения турнира, в частности число туров, описывается регламент.

Руководство проведением турнира. Указывается проводящая турнир организация (или несколько). Непосредственное проведение турнира возлагается на судейскую коллегию, утвержденную, проводящей организацией.

Участники. Указываются условия участия (допуска) в турнире: по возрасту и квалификации, территориальному признаку(классу).

Порядок определения мест . Здесь указываются основные показатели, по которым производится определение мест участников, в том числе в случае равенства основных показателей у нескольких участников.

Награждение и подведение итогов. В этом разделе описывается процедура подведения итогов турнира, какими грамотами (дипломами) отмечаются те или иные достижения участников. Здесь же описывается, кто и какие права получает на участие в других турнирах или для которых данный турнир имел статус отборочного.

Финансирование. Указывает кто и за что несет расходы по проведению соревнований и участия в них.

Положение подготовлено. Следующий шаг – проведение соревнований.

Проведение шашечного турнира следует начинать с записи желающих участвовать в турнире. После окончания записи необходимо провести собрание участников.

На этом собрании надо поздравить всех участников с началом первенства, пожелать спортивных успехов, напомнить о правилах игры, объявить порядок проведения соревнования и в заключении собрания проводить жеребьевку участников.

Судья турнира обязан появляться в турнирном помещение за 30 минут до начала игр, чтобы успеть приготовить все необходимое для успешного проведения турнира.

Ясно, что каждый судья должен хорошо знать правила игры, шашечный кодекс, положение и регламент турнира. Кроме того, каждый судья должен своими действиями создавать атмосферу для честной и бескомпромиссной борьбы, чтобы спортсмены отдавали все силы, умение и мастерство для достижения победы.

Объясняя правила, в детских соревнованиях желательно напомнить правило, часто встречающиеся у ребят – «тронул-ходи».

При игре в шашки каждый должен придерживаться правила «тронул-ходи». Ход считается совершенный, если играющий переставил свою шашку (либо дамку) на новое поле и отнял от нее руку. Если один из играющих при совершении хода передвинул свою шашку (либо дамку) на новое поле, но он не отнял от нее руки, он вправе переставить эту шашку на любое, возможное для ее хода, поле. Если надо поставить на доске шашки более аккуратно, ребятам необходимо предварительно сказать «поправляю», а затем только дотрагиваться до шашек.

Соревнования можно проводить по разным системам:

По круговой системе;

По швейцарской системе;

По олимпийской системе.

Здесь мы подробней рассмотрим круговую систему.

Для проведения турнира необходимо предварительно составить расписание игр, с которыми должны быть ознакомлены все участники.

Для ведения турнира, проводимой по круговой системе, судье необходима турнирная таблица, исходя из количества участников.

ФИО

очки

место ф

прим

Все записанные для участия в турнире тянут жребий – порядковый номер для размещения в таблице соревнований.

ФИО

очки

место ф

прим

Иванов Егор

Петров Александр

Сидоров Иван

Смыслов Павел

Владимиров Илья

Васильев Андрей

Когда все участники вписаны, согласно жеребьевке, вписаны в таблицу турнира, определяется цвет шашек каждому из участников и проводится первый тур.

Если участники, встречаются друг с другом по одному разу, то цвета шашек при любом количестве участников легко определить с помощью правила; если в турнирной таблице оба игрока записаны под четными номерами (или оба под нечетными), то участник, имеющий больший номер, играет белыми. Если же один из противников записан под четным номером, а другой под нечетным, тогда участник, имеющий меньший номер, играет белыми.

Например, во встрече Иванова Егора и Васильева Андрея, белыми должен играть Иванов Егор, так как его номер нечетный – первый, а у Васильева Андрея номер шестой – четный, а в таком случае участник, имеющий меньший номер, играет белыми.

И наоборот, когда будут встречаться Сидоров Иван с Владимировым Ильей белыми должен играть Сидоров Иван, так как у обоих участников нечетные номера. Участник, имеющий большой номер, играет белыми.

Исключение: последний номер, при четном количестве участников играет с номерами верхней части таблицы черными, а с нижней – белыми.

Для четкого ведения турнира важно правильно отмечать результаты сыгранных партий в турнирной таблице. За выигрыш победителю засчитывается очко – 1(либо 2 очка по международным правилам), проигравшему – 0, за ничью обоим по пол-очка – ½(либо 1 очко).

В конце турнира места распределяются по сумме очков, набранных каждым из участников. Так, за наибольшее количество очков присуждается первое место, далее места распределяются по убыванию. Таким образом, на последнем месте остается участник, набравший наименьшее количество очков.

(Выписка из Кодекса России)

ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОЧЕРЕДНОСТИ ВСТРЕЧ

В СОРЕВНОВАНИЯХ ПО КРУГОВОЙ СИСТЕМЕ

Таблицы служат для определения очередности игры в турнирах, а также указывают, какого цвета шашки (белые или черные) предоставляются каждому из участников. Предварительно все участники турнира путем жеребьевки получают номера от первого до последнего – по числу участников. Затем подбирается соответствующая таблица, из которой видно, какие номера встречаются друг с другом в каждом туре.

В практике спортивных игр, как уже упоминалось, сложились три способа (системы) проведения соревнований (розыгрыша): кру-говой, с выбыванием после поражения и комбинированный (сме-шанный). Выбор способа розыгрыша зависит от задач и масштаба соревнований, количества участвующих команд (спортсменов), спортивных сооружений, уровня подготовленности (разряда) учас-тников, сроков и др.

Каждому способу (системе) присущ порядок составления кален-даря (расписания) встреч участников соревнования - команды или спортсмена в индивидуальных играх. Перед составлением календа-ря встреч проводится жеребьевка, по результатам которой каж-дый участник (команда, спортсмен в индивидуальных играх) по-лучает определенный номер. Для удобства далее применяется тер-мин «команда».

Круговой способ

Каждая команда по очереди играет со всеми остальными. Побе-дительницей считается команда, выигравшая наибольшее число встреч. Одновременно выявляют (по числу выигранных встреч) и последующие места, занятые командами. При этом способе наи-более объективно выявляется победитель. При любом результате команды играют со всеми участниками, что положительно влияет на приобретение соревновательного опыта и рост спортивного ма-стерства. Однако этот способ занимает много времени, особенно если соревнования проводятся в два круга или более.

При круговом способе количество дней соревнования при не-четном количестве команд будет совпадать с числом участников, при четном - на один день меньше этого числа = п; х - п - 1, соответственно), где х - количество игровых дней, п - число уча-ствующих команд.

Количество игр при круговом способе в один круг определяется по формуле

где х - количество встреч; п - количество команд; (л -1) - число игр, которое должна провести каждая команда; 2 - показатель того, что одна игра засчитывается двум командам.

В спортивных играх важное значение имеет место проведения встреч: на своем поле или поле соперника. Календарь может состав-ляться с учетом этого, требования - с чередованием полей или без чередования полей.

Способ с чередованием полей. По таблице определяют, какие но-мера команд встречаются между собой в каждый день соревнова-ний. Команда, номер которой указан первым, играет на своем поле. Если число команд-участниц нечетное, то команда, рядом с номе-ром которой указан номер в скобках (он обозначает недостающую команду), в данный день свободна от игр.

Таблицу для любого числа команд можно составить самостоя-тельно (рис. 3). Число играющих команд делят пополам и пишут столбиками цифры, начиная со второй половины, причем если чис-ло команд-участниц нечетное, то на 2 делят очередную четную цифру. Например, играют 7 команд. Следующую за 7-й четную цифру 8 делят на 2 и пишут столбиками цифры, начиная со второй полови-ны, т.е. с 5: 5. 6. 7.




При четном числе команд-участниц последнюю цифру не пишут. Рядом с написанным таким образом столбцом цифр проводят вер-тикальную линию и под ней пишут цифру 1, а в столбике (снизу вверх) - следующие по порядку цифры 2, 3, 4. Вновь проводят вер-тикальную линию и над ней пишут очередную цифру (в данном слу-чае - 5) и т. д., помещая очередную цифру то под линией, то над ней и так до тех пор, пока не возникает необходимость поставить циф-ру 1 над линией.

Цифры, которые окажутся под и над линиями, при нечетном числе команд-участниц показывают номера команд, свободных в данный игровой день от выступлений. Если число команд-участ-ниц четное, эти цифры образуют с последней четной одну из пар данного игрового дня. Например :

1-8,8-5,2-8,8-6 ит.д.

Цифры, расположенные по обе стороны каждой линии, показы-вают номера игровых пар; причем цифры справа от линии обозначают номера команд, играющих на своих площадках, а цифры сле-ва - номера команд, играющих на полях соперников.

Цифры под линиями также обозначают команды, играющие на своих полях; цифры над линиями - команды, играющие на полях соперников. Каждая пара соседних столбиков образует очередной игровой день.

Способ без чередования полей применяется, когда соревнования проводятся на одних и тех же сооружениях. Таблица составляется для четного количества команд, при нечетном последнюю «четную» цифру заменяет ноль.

Все участвующие команды делятся на два столбца пополам: пер-вая половина записывается сверху вниз, вторая снизу вверх. Номе-ра попарно составляют первый игровой день. Для определения пос-ледующих дней и пар производят передвижение номеров против часовой стрелки, оставляя первый номер на месте. Может быть два варианта расположения номеров (рис. 4).


При нечетном количестве команд, например 5, вместо номера 6 проставляется 0 - команда в этой паре не играет (выходная).

При большом количестве команд и ограниченном времени со-ревнования проводятся в два этапа: предварительные и финальные игры. Например, 18 команд делятся на три подгруппы по 6 команд. Занявшие 1-2-е место в подгруппах образуют финальную группу, где разыгрываются 1-6-е место. Занявшие 3-е и 4-е места разыг-рывают 7-12-е места и занявшие 5-6-е место разыгрывают места с 13-го по 18-е. Можно разделить на 6 подгрупп по 3 команды. Занявшие первые места разыгрывают места с 1-го по 6-е, вторые -с 7-го по 12-е, третьи места - с 13-го по 18-е. Результаты предвари-тельных игр засчитываются в финале.

Для участия в финале жеребьевка проводится таким образом, что в первый игровой день включаются в пары сыгравшие коман-ды в предварительных играх и этот день считается сыгранным. Все последующие дни календаря составляются по описанным выше спо-собам с учетом номеров, полученных при жеребьевке. По этому принципу составляются финальные группы для определения пос-ледующих мест.

Для распределения команд по подгруппам, примерно равных по силам, применяют способ «рассеивания»: по жребию или «змей-кой» с учетом результатов предыдущих соревнований (прошло-годних и др.).

Рассеивание жребием, например, на три подгруппы: 1, 2 и 3 мес-та рассеиваются жребием по этим подгруппам, затем так же 4, 5 и 6 места и т.д. Для всех остальных проводится общая жеребьевка.

Рассеивание змейкой производится следующим образом: на ос-новании занятых мест на предыдущих (прошлогодних), например 8 команд на две и три подгруппы (рис. 5).

В спортивных играх результаты соревнований определяются по сумме набранных очков в соответствии с оценочными шкалами: начисление очков за победу, ничью (в играх, где это возможно), поражение и неявку на соревнование. При наличии ничьих возмож-ны варианты: первый - за победу - 3 очка, ничью - 2, поражение -1 и неявка - 0; второй - за победу - 2, ничью - 1, поражение и неяв-ка - 0. В играх, где ничьих не может быть: за победу - 2 очка, пора-жение - 1 и неявка - 0.

В спортивных играх проводятся соревнования, в которых уча-ствует несколько команд («клубный зачет») - две и больше, напри-мер студенческих; детско-юношеских - несколько возрастных групп; взрослых и детско-юношеских и т.п. Победителем считается кол-лектив, в сумме набравший большее количество очков. Возможен при этом зачет по каждой категории команд в отдельности.

При клубном зачете старшие (по возрасту, уровню подготовлен-ности) получают большее количество очков, например, при четырех командах первая за победу получает 4 очка, вторая - 3, третья - 2 и четвертая -1. Возможен вариант, когда команды разделяют 2 очка, при четырех командах это 8, 6, 4 и 2. За ничьи начисляется полови-на очков, в первом случае 2; 1,5; 1,0; 0,5 очка соответственно. За поражение и неявку команда не получает очков (0).

Варианты начисления очков могут использоваться, например, для стимулирования подготовки юных спортсменов, в этом случае за победу детско-юношеским командам начисляется столько же оч-ков, сколько взрослым и т.п.

Для учета результатов соревнований по круговому способу при-меняется таблица, в которой отражается вся необходимая инфор-мация с учетом специфики спортивной игры (рис. 6).

При проведении соревнований в два круга каждая клетка делит-ся горизонтальной линией на две части. В клетках отражаются ре-зультат встречи двух команд и положенные очки, первым простав-ляется результат команды, которой «принадлежит» клетка. Напри-мер, команда 1 выиграла у команды 2 со счетом 3:1 (в футболе), ей записывается результат 3:1 и 2 очка, а сопернику записывают 1:3 и 0 очков. При проведении соревнований с клубным зачетом в со-ответствующих клетках проставляются аналогичным порядком ре-зультаты всех команд.



Представляем новую программу для проведения шахматной жеребьёвки с отображением результатов в онлайн режиме.

Жеребьёвка участников может быть выполнена в швейцарской системе c использованием официального движка JaVaFo или круговой системе, а также возможно сведение пар вручную.

Открытость

Результаты и пары публикуются автоматически после каждого тура и мгновенно отображаются на сайте так, что тренеры и родители могут смотреть информацию по турниру в режиме реального времени.

Установка

Для использования программы не требуется установка дополнительного программного обеспечения и нужен только выход в сеть Интернет. Работа с программой выполняется через браузер с любого устройства, будь то: персональный компьютер, планшет или смартфон.

Как использовать

База игроков

Программа создана на базе рейтинга РШТ с огромной базой шахматистов по всей России , что позволяет довольно быстро формировать списки участников с заполненными данными о дате рождения, географии и рейтингом, в соответствии с дисциплиной в которой проводится турнир. Эти данные могут быть отредактивароны организаторами.

Масштаб

Программа может быть использована как на крупных шахматных фестивалях, так для локальных тренировочных турниров в школах и уже опробована в одновременном проведении нескольких турниров с общей численность более 250 игроков.

Функциональность

Текущий список возможностей не является окончательным и постоянно пополняется. Делитесь предложениями для улучшения программы.

Вопросы

Все идеи по расширению функционала и вопросы задавайте в

Принцип таких турниров прост: каждый играет с каждым. Например, если в турнире играют 5 человек, то каждый должен будет сыграть 4 партии — по одной со всеми участниками турнира. Т.е. всего в этом турнире будет сыграно 10 партий. За каждую победу начисляется 1 очко, за ничью — 0,5 очка, за проигрыш 0 очков.

В круговых турнирах может играть любое количество человек. При проведении турнира по классическим шахматам распределение цветов между участниками (жеребьёвка) производится автоматически случайным образом. При проведении турнира по боевым шахматам цвет фигур игрока, и, соответственно, право первого хода определяются непосредственно перед началом игры компьютером.

Любой игрок может записаться в один или несколько турниров (игроки, использующие компьютерные шахматные программы, не могут принимать участия в турнирах ).

Для боевых шахмат время на расстановку фигур ограничено согласно турнира. В случае, если оба игрока не завершили расстановку в назначенное время, игра автоматически заканчивается ничьей. Если фигуры расставлены лишь одним из игроков, ему автоматически присуждается победа. В следующий тур не могут выходить игроки, не сыгравшие ни одной партии.

Турнирная таблица обновляется в режиме реального времени. Как только завершается турнирная партия, ее результаты автоматически вносятся таблицу, вычисляются очки игроков и дополнительные коэффициенты. Победа, ничья и поражение дают игроку соответственно 1, 0,5 и 0 очков. Места распределяются следующим образом:

  • чем больше очков, тем выше место;
  • при равенстве очков: чем больше SB, тем выше место;
  • при равенстве очков и SB место определяется по среднему рейтингу всех оппонентов, с которыми встречался игрок в ходе турнира.
SB — это коэффициент Соннеборна-Бергера. Вычисляется так: удвоенная сумма очков соперников, над которыми одержана победа, плюс сумма очков соперников, с которыми ничья. Этот коэффициент учитывает разный «вес» побед, оценивая победу над сильным соперником выше.

Турнир завершается вместе с окончанием последней партии турнира. В этот момент производится распределение мест.

Время на регистрацию в 1-й тур ограничено и указывается отдельно для каждого турнира. Оно может быть увеличено (для турниров без предварительной регистрации) в случае, если в последней турнирной таблице зарегистрировалось менее 60% участников от возможного количества (но не более чем на 1 неделю).

Время на регистрацию во 2-й и последующие туры ограничено, игрок может зарегистрироваться только в течение 2-х недель с момента начала соответствующего тура.

Турнир очередного класса или уровня проводится в случае, если в нем может участвовать не менее 11 игроков. Наличие 11 игроков в соответствующем уровне или классе дает им право ходатайствовать перед администрацией о проведении между ними турнира.

Систематические турниры

  1. Систематические турниры делятся на 5 видов:
    • «Выходного дня» турнир проводится в субботу или воскресенье. Следующий турнир стартует соответственно в следующую субботу (или воскресенье) и т.д. Время запуска турнира указывается при старте 1-го турнира серии.
    • «Рабочие дни» аналогичен турниру выходного дня за исключением того, что проводится с понедельника по пятницу.
    • «Еженедельный» аналогичен ежедневному турниру за исключением того, что турнир запускается 1 раз в неделю в день недели, указанный при регистрации, например в среду или пятницу.
    • «Ежемесячный» аналогичен еженедельному за исключением того, что создается 1 раз в месяц, в день месяца, указанный при регистрации, например 1-го числа каждого месяца.
    • «Обычный» каждый последующий турнир создается сразу же после окончания предыдущего.
  2. Предварительная регистрация в 1-й тур производится пользователями самостоятельно. До начала 1-го тура пользователь может отказаться от участия в турнире.
  3. Игры стартуют после завершения регистрации игроков. Если на участие в турнире зарегистрировалось менее 15 игроков, то начало первого тура переносится (например, для турнира «Рабочие дни» на следующий рабочий день, для турнира «Выходного дня» на следующий выходной день).
  4. Кол-во групп и число игроков в группе рассчитывается автоматически и все игры создаются одновременно !
  5. После окончания каждого из туров публикуется новость и раздаются награды.
  6. В финал и суперфинал регистрация пользователей происходит автоматически.
  7. Каждый последующий тур стартует сразу после окончания предыдущего.
  8. Перед началом каждого тура участникам производится рассылка.

Плей-офф (playoff)

Плей-офф (playoff) — система проведения турниров, при которой проигравший выбывает из дальнейших соревнований.

Проведение турниров

  1. Необходимо количество участников, равное 2 в степени n, где n-предполагаемое число туров.
  2. Участники подают заявку на участие.
  3. Как только набрано необходимое количество участников регистрация заканчивается.
  4. Игры начинаются автоматически в заранее определенное время (Все участники выстраиваются в случайном порядке, Играет 1-й со 2-м, 3-й с 4-м и т.д.)
  5. Каждый следующий тур начинается после завершения всех партий текущего тура (Для суперблиц-турниров за 1 день проводится 1 тур).
  6. Каждая пара играет либо двойные партии, либо последовательные со сменой первого хода, либо всего одну партию.
  7. Выигрывает тот, кто набрал большее количество очков. В случае ничьей побеждает игрок с меньшим рейтингом.
  8. Во второй и последующие туры выходят только победители.
  9. Победителем турнира считается игрок, не проигравший ни одной игры.

Швейцарская система

Швейцарская система — система проведения турниров. Впервые была применена в Цюрихе в 1895 году. Использование данной системы позволяет выявить победителей за меньшее количество партий, чем при круговой системе.

Проведение турниров

  1. Количество игроков должно быть четным.
  2. Программа выстраивает игроков по рейтингу и делит на две группы. Если рейтинга нет, то деление происходит случайным образом.
  3. Первый из первой группы играет с первым из второй. Т.е. при 20-ти участниках 1-й играет с 11-м, 2-й с 12-м и т.д.
  4. Во втором туре программа делит игроков на три группы:
    • выигравшие;
    • с ничейным результатом;
    • проигравшие.
    Если в одной из групп образуется нечетное количество игроков, то последний игрок из предыдущей группы спускается в нижнюю группу и играет в паре с верхним участником из этой группы.
  5. Для проведения второго и последующих туров игроки каждой очковой группы определяются так же, как в п.1-п.3.
Особенности правил
  1. Игрок не может играть две и более партий с одним и тем же соперником.
  2. Цвета фигур в партиях должны чередоваться. Если у обоих игроков одинаковое количество партий, сыгранных каждым цветом, то белыми играет тот, кто последнюю партию играл черными. В любом случае, игрок не должен играть подряд более 3-х партий одним цветом. Правило не действует для боевых шахмат, где право первого хода всегда определяется жребием.
  3. Если соперник не явился на игру, то игрок получает очко как победитель.
  4. Количество туров такое же, как и при системе play-off для данного числа участников.
Подсчет очков
  1. Места распределяются по сумме набранных очков.
  2. Если у игроков одинаковое количество очков, то для определения победителя используют Коэффициент Бухгольца. Коэффициент Бухгольца игрока складывается из суммы всех очков соперников, с которыми данный участник играл, независимо от результата встреч между ними.

Правила организации очных турниров

Настоящие Правила являются концепцией в соответствии с которой, с учетом мнений игроков портала battle-chess в дальнейшем будут выработаны более подробные Правила.
  1. Право на организацию и проведение очных турниров имеет «Организатор». Организатором может быть:
    • Администрация портала, далее «Администратор»
    • Любой победитель любого очного турнира по Боевым шахматам, организованным порталом battle-chess, далее «Мастер».
    Организаторов турнира может быть несколько человек, удовлетворяющих вышеперечисленным условиям. Организатор может пригласить в помощь себе помощников из числа пользователей портала battle-chess.
  2. Обязанности Организатора:
    • Определить Регламент Турнира и согласовать его с администрацией портала (в случае, если Организатором является Мастер).
    • Найти источник финансирования турнира (спонсор, собственные средства, сборы от участников турнира и пр.). Условия освещения участия спонсора определяется отдельно соглашением между спонсором и Администрацией портала.
    • Обеспечить место проведения Турнира
    • Обеспечить явку на турнир не менее 10 человек из числа пользователей портала, имеющих игровой стаж в Боевые шахматы не менее 20 партий и участвовавших хотя бы в одном онлайн турнире по Боевым шахматам.
    • Обеспечить игрокам честность в играх, исключив возможность использования ими помощи компьютерных программ и подсказок третьих лиц.
    • Не принимать участие в Турнире, если кроме него в Турнире нет других Организаторов. В случае если Организаторов несколько, то отказаться от участия в Турнире должен только один из них.
    Оплата труда Организатора за организацию турнира не предусмотрена, однако, если турнир организован как платный и после его окончания и всех выплат (на призовой фонд и расходы на проведение турнира и пр.) у Организатора остались средства — они остаются у него как оплата за проведение турнира.
  3. Обязанности администрации портала: Обеспечить технологическую совместимость параметров турнира и его Регламента.
    Обеспечить организатора грамотами победителей турнира.
    Мастера портала Боевые шахматы, имеющие право проводить очные турниры: