Как наложить кабинетную патину на серебряные монеты. Доступные способы самостоятельного наведения патины на монеты после чистки. Классификация патины старинных монет

Защитная пленка на металле называется патиной. Патинирование монет придает им вид старины. Можно сказать, что это искусственное старение. Зачастую патинирование применяется после чистки монет, так как родная защитная пленка может повредиться или совсем уничтожиться. Как нанести патину на медную монету в домашних условиях, и что для этого нужно?

Способы патинирования

Для того чтобы придать эстетический вид монетам, повысить цену при продаже, используют несколько способов нанесения патины.

Монета до и после нанесения патины

Патинирование медных монет можно осуществлять дома с помощью:

  • нашатырного спирта;
  • серной мази;
  • марганца и медного купороса;
  • гипосульфита натрия;
  • газовой плиты;
  • аммиака.

1) Если вы хотите придать медной монете приятный коричневый цвет, для патинирования можно использовать нашатырь. Для этого поместите монету в закрытую емкость с паром спирта, при этом монета не должны касаться жидкости. Для этого монету подвесьте или поместить так, чтобы все ее стороны могли покрыться ровной пленкой. Закрытый контейнер нагревать нельзя, так как может образоваться конденсат, что приведет к неровному патинированию. На пару монету оставляйте всего на несколько минут, не передерживайте.

2) Для того чтобы придать монетам темно-коричневый цвет, нанесите на нее серную мазь, тщательно втирая. Но делайте это под водой. Когда монета начнет немного темнеть, вынимайте ее из воды. Хорошо высушите салфеткой, так как если не убрать все серную мазь, то монета может почернеть. После всех процедур оставьте ее на два дня в покое, после чего отполируйте вазелиновым маслом.

3) Нанесение патины на медные монеты с помощью марганца или медного купороса является хорошим способом, чтобы получить светлый или темный коричневый цвет. Для этого сделайте раствор из половины литра воды, трех грамм марганца, 30 грамм купороса. Нагрейте его до 90 градусов, положите в раствор монеты минут на пять, но через каждую минуту переворачивайте их на другой бок. Выньте, посмотрите цвет, если бледноватый, положите еще. После того как вы добились нужного оттенка, тщательно протрите монету пальцами.

4) Для получения бронзового цвета используйте гипосульфит натрия. Опустите в него монету на несколько секунд и хорошо протрите салфеткой.

5) Медную монету можно нагреть на газу. Держите монету с помощью зажима и разогревайте ее до золотистого цвета, после чего смажьте детским кремом с помощью пальцев. Монета покроется светло-коричневой пленкой.

6) Еще один способ получить светло-коричневую патину более сложный. Для этого понадобится нейтрализатор ржавчины и кусочки меди. Ждем, пока цвет меди станет синевато-зеленым, после чего вытаскиваем ее из нейтрализатора и кладем в туда монеты. Промойте монету водой и нанесите серную мазь.

7) Можно патинировать монету с помощью аммиака. Для этого возьмите емкость, налейте на дно аммиак. Поставьте стакан или рюмку, положите сверху ватный диск, на него - монету. Монета не должна касаться аммиака, она патинируется на парах. Емкость обязательно закрывайте. Через пятнадцать минут переверните монету на другую сторону.

Для того чтобы правильно наносить патину, нужна сноровка. После нескольких попыток вы уже будете знать, как добиться нужного эффекта. Патинированные монеты стоят дешевле, чем изделия с «родной» защитной пленкой, поэтому патинируйте монеты, только после того, как ее пленка уничтожена или повреждена.

Как распознать патинированную монету?

Искусственную патину можно распознать если:

  • неровно ложился цвет;
  • пленка нанесена поверх царапин и повреждений;
  • оттенки получились неестественные;
  • патина не окрасила изделие в углублениях;
  • окраска поверхностная.

С помощью патинирования медные монеты снова приобретут вид старинных монет различных оттенков.

Патинирование монет - это быстрый и эффективный способ придать им старинный вид. Способов нанесения темного налета много, выбирать их нужно в зависимости от типа металла и желаемого оттенка. Чаще всего процедуре подвергаются медные поверхности, но иногда состаривают монеты из никеля, бронзы и даже серебра.

Слово «патина» относится к терминам итальянского языка. Впервые о ней узнали после проведенного химического опыта, реакцией которого стала трансформация поверхности монеты. На серебряном или медном сплаве темный налет смотрится красиво, а вот на алюминии представляет собой мутную пленку, из-за чего подобные экземпляры теряют в цене.

Важным условием патины является полное покрытие металла, т.к. отдельные пятна не добавят очарования монете. Поэтому неравномерное покрытие убирают и наносят его искусственным путем. Но, если оксидная плена проникла глубоко в сплав, трогать ее не рекомендуется. Такие изделия после очистки превратятся в тонкие пластины с бесформенными рытвинами вместо рисунка.

Патинирование монет проводят по нескольким причинам:

  • экземпляр был куплен или найден в плохом состоянии, со следами коррозии, нуждающихся в очистке. Внешний вид откопанных денежных образцов во многом зависит от местности, в которой ее отыскали и качества грунта;
  • увеличение стоимости. Древние монеты с благородным коричневым налетом ценятся гораздо дороже экземпляров с зелеными пятнами на поверхности;
  • неосведомленность в истинной ценности монеты с естественными следами окисления и желание придать ей блеск приводит к потере изделия своей значимости. Чаще всего патина стирается или же монету бросают в кислоту, после чего ее окрас становится желто-оранжевым.

Патинирование проводится путем химической реакцией, в процессе которой образуется пленка или налет. Многолетняя практика показала, какие существуют способы нанесение патины и как выполнить процедуру в домашних условиях. В процессе нужно соблюдать пропорции веществ иначе можно навсегда потерять редкую монету.

Правила и методы патинирования

Ни для кого не секрет, что металлы под воздействием воздуха и воды со временем окисляются. Но происходит это у различных сплавов по-разному. Если сталь или железо в результате такого воздействия разрушаются, то медь покрывается темной защитной пленкой. Именно такой слой придает особый шик старинным вещам, свидетельствуя об их подлинности.

Часто в желании убрать с монеты загрязнения ее подвергают механической обработке, в результате которой происходи и снятие патины. Вернуть после этого благородный знак отличия вполне реально. Зачастую искусственное патинирование медных монет оправдано с эстетической точки зрения, поскольку помогает скрыть результаты их очистки.

Необходимые инструменты

В зависимости от выбранного метода нанесения патины необходимо подготовить инструментов и материалы. Минимальный набор включает в себя:

  • стеклянную или пластиковую емкость;
  • выбранный химический реактив;
  • мерный стакан;
  • палочки для размешивания;
  • синтетическую кисточку;
  • жидкость для обезжиривания;
  • резиновые перчатки;
  • респиратор;
  • мыло;
  • губку;
  • ненужные чистые тряпки;
  • ватный диски.

Когда все это будет собрано, можно приступать к проведению эксперимента.

Процесс нанесения патины

Конечно, наличие «родного» слоя окислов намного предпочтительней, ведь он не только говорит о ценности экземпляра, но и надежно предохраняет монету от порчи. Если есть возможность сохранить природный налет, то лучше его не трогать. Когда же без искусственного состаривания не обойтись, патину наносят самостоятельно. Патинирования обычно проводят одним из и следующих методов:

  • окунают монеты в подготовленный раствор;
  • помещают денежный образец в парогазовую среду;
  • наносят состав на поверхность кисточкой.

Качество конечного результата напрямую зависит от метода получения патины и от того, насколько хорошо была подготовлена монета.

Первым делом монеты очищают от жира и окислов. Делают это ватным диском, смоченным в уайт-спирите или бензине. Эти жидкости хорошо убирают жирные следы, мешающие процессу окисления и возникновения реакции патинирующего раствора с медью. Также необходимо обязательно надеть перчатки, т.к. на оставленных следах от пальцев патина ляжет неровно.

Особенности и способы патинирования монет в домашних условиях

В зависимости от металла, существует достаточно большое количество методов нанесения на монету патины. Все они выполнимы и не требуют знаний древних алхимиков и специальной лаборатории. Большинство видов патины наводится простыми способами, но не стоит ожидать от нее сверхэффекта. Дефекты монеты, такие как дыры, рытвины, забоины, подтеки, образовавшийся слой не скроет, а только изменит их окраску.

Чем качественней будет выполнено патинирование, тем ценней станет монета. Опытные коллекционеры знают, что искусственный налет не добавляет финансовой значимости изделиям. Но патина, наведенная по всем правилам, ничем не отличается от естественной. Монета приобретает благородный раритетный вид в глазах потенциальных покупателей. Универсального метода окисления не существует и наиболее подходящий из всех подбирается только экспериментальным путем.

Патинирование медных монет

Патинирование медной монеты выполняют серной кислотой. Средство наносится на металл, и буквально в течение нескольких секунд она темнеет. После процедуры изделие обязательно промывают с мылом, чтобы окислительные процессы не продолжались. Получившаяся от серной мази патина имеет достаточно насыщенный черный цвет, но она неустойчива. Если потереть поверхность тканью, налет сотрется, поэтому данным методом стоит пользоваться в крайнем случае.

Патинирование медных монет нашатырным спиртом проводят в хорошо проветриваемом помещении, т.к. пары вещества довольно едкие. Обрабатываемую монету окисляют в закрытой банке или контейнере. Для этого ее помещают в емкость с нашатырем так, чтобы она контактировала только с его испарениями, а не с жидкостью. Емкость плотно закрывают и выжидают 15-30 секунд. Если же монету оставить на долгий срок, то ее можно испортить. Патина не станет темнее, а на изделии появятся очаги коррозии.

Справиться с задачей обработки монеты нашатырными испарениями проще на словах, чем на деле. Ее либо подвешивают, либо кладут на ватный диск внутри банки. Это позволит ей покрываться патиной равномерно с двух сторон. Спирт наливают в самом конце, после проведения подготовительных манипуляций. Затем плотно закрывают емкость крышкой.

Пары нашатырного спирта способны за несколько минут покрыть монету ровным слоем патины приятного коричневого цвета. Блеск устраняется, и изделие приобретает красивый раритетный вид.


Патинирование монет марганцовкой и медным купоросом дает быстрый результат и налет коричневого оттенка. Посуду для работы берут ненужную, т.к. после патинирования она вряд ли отмоется и ее придется выбросить. Для приготовления раствора берут 200 мл дистиллированной воды и по одному грамму порошков. Все тщательно перемешивают, доводят на плите до кипения и в получившийся состав опускают монету на 1-2 минуты.

Чем дольше монета находится в растворе, тем патина более темного цвета получится. Через 10 минут изделие приобретет почти черный цвет. Это нужно учитывать при достижении желаемого оттенка оксидной пленки.

Патинирование серебряных монет

Придать серебряным монетам темный цвет довольно просто. Для этого понадобится аммиак или нашатырный спирт. Изделие на 20-30 минут помещают в морозильную камеру. После этого ее достают, берут пинцетом за один край и подносят к открытому флакону нашатыря. Она буквально сразу начинает реагировать на пары нашатыря и покрывается серым налетом патины. Процедуру прекращаю тогда, когда серебро приобретет нужный оттенок.

Есть еще один способ патинирования серебряных монет - вареными яйцами. Их отваривают до крутого состояния, разрезают пополам и кладут в емкость с достаточно узким горлышком. Туда же отправляют и монету. Яйцо начинает выделять сероводород, из-за чего монета покрывается серой пленкой. Этот способ хорош тем, что с его помощью достигается наиболее равномерное покрытие.

Нюансы патинирования монет естественным образом

Нанести на монету патину можно и без использования вышеописанных материалов. Существует способ патинирования бронзы естественным путем. Для этого изделия выносят на солнце и оставляют их там на довольно длительное время. В течение 1-2 лет нужно следить, чтобы монета все время подвергалась воздействию солнечных лучей. Конечно, быстрым такой процесс трудно назвать, но его плюс в том, что медь приобретет природный состаренный вид. «Солнечную» патину будет сложно отличить от природного слоя окислов.

В домашних условиях можно попробовать навести темный налет деревом. Некоторые породы дерева выделяют танины, способствующие получению «кабинетной» патины.

Если в патинировании монет нет никакого опыта и даже четкого представления, как этот процесс происходит, лучше отказаться от затеи или предоставить сделать это специалисту.

Зачастую после чистки монета выглядит совсем плохо, я бы даже сказал не реально плохо. В основном это из за того, что так называемая патина была уничтожена и монета осталась в «неглиже». Продать такую монету весьма проблематично. Надо ее немного подготовить к продаже (как автомобиль) т.е. наложить патину.

Патинировать медные монеты, в принципе, не очень сложно. Основная трудность в том, чтобы приобретенный цвет как можно больше походил на натуральный. Способов патинирования медных монет много, у каждого есть свои плюсы и минусы. Я использую только три способа. Расскажу немного о них.

Патинирование медных монет с помощью марганца и медного купороса . Многие нумизматы считают этот способ наиболее «идеальным», так как цвет у монеты можно сделать от красного до темно коричневого, причем эта наведенная патина будет весьма похожа на натуральную. Патинирование происходит следующим образом – в нагретую до 90 градусов воду (0,5 литра), добавляете 3-4 грамма марганца и около 10 грамм медного купороса. Перемешиваете все и помещаете в этот раствор монеты. По мере остывания раствор немного подогреваете. Каждые 5 минут монеты переворачиваете и проверяете их цвет. Добиваетесь того, чтобы цвет стал ярко коричневым. Большой плюс этого патинирования в том, что цвет получается красивым и относительно устойчивым к смыванию.

Патинирование медных монет с помощью серной мази . «Настоящие» нумизматы презирают этот способ, который достаточно прост. Берете монету и намазываете ее слегка пальцами серной мазью. Все это делать нужно в едва теплой воде. Вода нужна для того, чтобы процесс окрашивания происходил медленнее. На выходе цвет у монеты будет от темно-коричневого до матового черного. Плюс в том, что самую убиенную монету можно немного оживить, а минус в том, что цвет ненатуральный и патина очень легко смывается. Для того, чтобы патину сделать естественной, после патинирования серной мазью, монету нужно натереть мягкой тряпочкой, смоченной в масле. Иногда можно добиться весьма недурственного цвета.

Очень мне нравится патинировать медные монеты естественным путем, т.е. солнцем и воздухом. Проводил такой эксперимент – очищенные до самой «наготы» монеты положил на крышу дома. Каждые две недели монеты переворачивал. Монеты четыре месяца жглись солнцем и омывались дождем. Итог был нормальным – цвет от ярко красного стал тускло коричневым. Если бы монеты пролежали на открытом воздухе хотя бы 7-8 месяцев, то они бы стали идеальными. Очень рекомендую этот способ для тех, кто не торопится. Результат будет восхитительным.

Патина на монетах – из словаря мы знаем, что патина родом из Италии – налет или пленка свойственная меди и ее сплавам.

Существует два вида патины:

  • естественная – пленка, образующаяся на поверхности монетах под влиянием окружающей среды, результат старения.
  • искусственная – та же пленка, которая появляется на монетах в результате нанесения спецвеществ.

Многие обманчиво думают, что патина на монетах некрасиво. Но настоящие нумизматы, напротив, ценят красивую патину, для них это показатель правильного и бережного хранения в хороших условиях. Патина на монетах это ее жизненная история, эпоха, отраженная в таком виде.

Каждый металл покрывается патиной по-своему. Серебро с патиной выглядит красиво – это результат присутствия сероводорода в воздухе, который образует сульфид серебра (альбом для монет , кожаный или холщевый выделяют сероводород). Патина на серебряных монетах от желтого, малинового и до черного цвета. Если серебряная монета в своем сплаве имеет медь, может покрыться зеленым налетом.

Вообще медные сплавы, такие как бронза и латунь больше подвергаются химическим реакциям. Соли меди проявляются в виде зеленой и голубой, а то и бирюзовой патиной. Оксиды и сульфиды меди чаще всего в виде коричневой и черной патины. Золотые монеты с добавлением меди и серебра могут покрываться патиной оранжевых оттенков. На никеле патины может быть немного. Цвет от голубого, серого и даже немного золотистого оттенка.

Естественная патина образовывается под воздействием веществ, которые в небольшом количестве присутствуют в атмосфере. А вот искусственно нанести патину на монету задача не сложная и не займет много времени и сил.

Способы патинирования мы с вами рассмотрим:

  • Запекание монет в духовке кто-то запекает их даже в картофеле;
  • Вымачивание в тонком слое кислоты, отбеливателей с содержанием серы;
  • Обжигание монет паяльной лампой;
  • Вымачивание в марганцовке, купоросе и дистиллированной воде;
  • Покрывание монеты серной мазью в горячей воде;
  • Выдерживание в закрытой таре с измельченными головками спичек;
  • Хранение под солнечными лучами;
  • Хранение в дубовых досках («Кабинетная патина»);
  • Запечатывание в обычный конверт с содержанием серы.

И поподробнее об одном-двух из наиболее простых способов как сделать патину на монетах своими руками:

  1. Покупаете в аптеке дистиллированную воду, медный купорос и марганцовку. В 1 литре дистиллированной воды разводите 50 грамм купороса и 5 грамм марганцовки, доводим до 70 – 80 °C опускаем в раствор монеты, спустя некоторое время вы увидите изменения. Держать монету в растворе до получения необходимого цвета.
  2. Монету обработать серной мазью, которую так же приобретаете в аптеке. Серную мазь наносите на перчатку, далее перчаткой на монету. Нанесение серной мази и ее втирание осуществляется под водой, достаточно использовать ванночку, помещающую в себя монету полностью, ну и естественно место для рук. Натирание производите до тех пор, пока на монете не останется блестящих участков. По окончании под струей проточной воды смываете лишнее, протираете салфеточкой, сушите. Мягкой тканью полируете поверхность, далее ополаскиваем монету с мылом и мягкой щеткой, главное не перестараться. Чернота сойдет и оставит светло-коричневую патину. Сушите монету.

Искусственная патина зачастую это недостаток монеты. А естественная патина на любителя ценится нумизматами как достоинство и даже преимущество. Так что наносите патину удобным для вас способом, главное чтоб для вас это было ценно.

А как сохранить монеты из вашей коллекции так, чтоб никакие факторы не повлияли на ухудшение ее состояния, мы говорим в наших других статьях. Так же на сайте предоставлены фото с подробным описанием по эксплуатации и важности применения альбома для монет. наглядный пример способа хранения ценностей подобного рода. Удачи Вам в коллекционировании!

Как только не называют патину в мире нумизматики - и душой старинной монеты, и старой ржавчиной, испортившей ее внешний вид и «съевшей» такие милые сердцу коллекционера рельефы. Что такое патина на монетах, откуда она берется, можно ли ее удалить и нужно ли это делать? Почему на одних монетах появляется благородная патина, а на других ни разу не благородная ржавчина? Для тех, кто только постигает азы нумизматики, все эти знания будут нелишними, чтобы правильно оценить попавшую в руки монету и ее подлинность, и исключить соблазн сделать что-либо такое, что может превратить ценный раритет в кружочек ничего не стоящего старого металла.

Что такое патина?

Слово «патина» имеет итальянское происхождение, в котором имеет обобщенное значение: образование налета, окисной пленки на любой поверхности из любого материала под воздействием факторов окружающей среды. Появиться она может на чем угодно, даже на камне. По сути, это то же самое, что ржавчина, которой подвержено железо, вся разница лишь в химической структуре, которая обусловлена химическим составом самого предмета (в данном случае, металла). Если ржавчина появляется на железе, то патина образуется на меди, серебре и других цветных металлах.

Патина на монетах - это хорошо или плохо?

Однозначно ответить на вопрос нельзя. С одной стороны, присутствие оксидной пленки подтверждает подлинность монеты, ее возраст, и даже придает определенный шарм и переводит в категорию антиквариата. С другой, разрушает ее поверхность и портит внешний вид. В итоге патина может как ощутимо поднять стоимость отдельного экземпляра, так и обесценить его. Отсюда вывод: патина хороша лишь до определенного предела, пока не начался процесс явного разрушения поверхности монетного диска и утраты рельефов его рисунка.

«Кабинетная» патина

Полной защиты от окисления металлической поверхности не дает даже правильное хранение. Однако разница в конечном результате может быть ощутимой. Если монета хранится в герметично закрытой капсуле, максимально ограничивающей доступ воздуха и выполненной из неагрессивного материала, пленка окисла будет ложиться на ее поверхность медленно и аккуратно. Это именно та патина, которую называют благородной. В некоторых случаях специалисты называют ее кабинетной.

Слово «кабинет» в данном контексте означает не помещение, а специальные шкафчики из лакированного дерева с выдвижными ящичками, выстланными бархатом - так называемые мюнцкабинеты, используемые нумизматами прошлых столетий. Бархат и дерево по большому счету не несли функций качественного хранения, а служили более для эффектной подачи коллекции. Налет при таком хранении получался красивый, но достаточно толстый. Отсюда впоследствии образовался термин «кабинетный износ», применяемый к экземплярам, которые не были в регулярном обращении, но хранились не самым качественным образом.

Данный термин применим к случаям, когда экземпляр долгое время находился в земле, просто на воздухе, во влажном месте или в иной крайне агрессивной среде. Образовавшаяся патина при таком хранении получается грубой, толстой и некрасивой. Более того, она уже представляет собой не тонкую пленку налета, а въедается в сам металл, становится неотделимой частью монеты. Если ее очистить от патины, но она не будет гладкой и ровной, в ней будут видны выемки и могут стать неразличимыми рельефы. В самых запущенных случаях металл кристаллизуется полностью, т.е. фактически исчезает, и монетный диск представляет собой одну сплошную патину.

За патину иногда принимается забившаяся в пазы рельефа грязь. Отличить их можно по площади покрытия. Настоящий возрастной налет всегда задевает и часть гладкого поля, а грязь скапливается в складках рисунка.

Виды патины в зависимости от сплава

Разные металлы окисляются по-разному, а значит, отличается тип и цвет появившегося возрастного налета. Это обусловливается не только параметрами и сроками хранения, но и составом сплава, включая все его примеси. К примеру, если в составе имеется даже крохотная доля железа, патина будет иметь характерный рыжий отлив. Именно примеси становятся причиной появления окислительной пленки на монетах из драгметаллов.

Патина на серебряных монетах обычно обусловлена примесью меди, а золотые денежные диски вообще не имели бы следов окислов без наличия примесей, поскольку для чекана обычно используется золото высшей пробы, а оно практически не подвержено окислению. Однако на золотых экземплярах нередко можно наблюдать точки или незначительные разводы более темного цвета (вплоть до коричневого), что выдает присутствие меди.

Первым признаком появления патины на серебряных монетах является легкий желтый налет, затем он приобретает малиновый цвет, переходит в сине-зеленый и, наконец, становится темно-серым или практически черным.

Патина на медных монетах

Лидером по образованию оксидной пленки является медь. У оксида меди цвет близок к черному, иногда может быть более светлым коричневым. Всем известный зеленый цвет возрастной меди образуют ее сульфиды и сульфаты. Если на поверхности появляются рыхлые наплывы с зеленоватым оттенком, значит, мы имеем дело с хлоридом меди, который ведет себя хуже всего и в короткие сроки разрушает металл, оставляя глубокие следы после ее очистки («бронзовая болезнь»).

Кроме того, с наплывами приходится иметь дело, если монета состарена искусственно. И, наконец, еще один вид патины на медных монетах, которую называют «малахитовой». Выглядит она благородно и красиво, имеет изумительный сине-зеленый цвет и представляет собой тончайший кристаллический слой.

Современные металлические деньги

Что касается современных образцов, за основу которых взята нержавеющая сталь или медно-никелевое соединение, то окисляется их поверхность медленно и слабо, цвет налета варьируется от серого до медно-золотистого. Алюминиевые диски теряют блеск и приобретают невзрачный сероватый налет. Очень быстро портятся монеты из латуни, начиная темнеть или теряя цвет и становясь почти белыми уже спустя несколько месяцев. Качественное хранение может в определенных случаях замедлить этот процесс. Если на латунный сплав воздействовать химикатами, он приобретает красный оттенок.

Еще один вид современных монет - сталь с гальванопокрытием из цветных металлов. Малейшее повреждение покрытия, практически незаметное глазу, вызывает бурный процесс окисления, в результате которого вся нанесенная пленка вспучивается, а металл под ней ржавеет. Очень сомнительно, что такие монеты смогут когда-нибудь обрести благородный вид в старости.

Классификация патины старинных монет

Различный вид окисной пленки зависит не единственно от состава сплава, но и от условий, в которых находилась старинная монета и некоторых других субъективных факторов. В нумизматике существует следующая их классификация.

Представляет собой изысканно-благородный налет, образующийся в условиях бережного содержания. Имеется характерный переход от практически незаметных изменений до более темного цвета в направлении от центра к гурту монеты. Иногда темные участки расположены не по внешней окружности, а в отдельных местах монетного поля. Такое старение считается красивым и увеличивает стоимость старинной монеты.

В этом случае налет более неоднороден по цвету, переходы не имеют точной локализации, но являются плавными и не имеют резких границ оттенков. Причиной такого неравномерного старения является неоднородность состава из-за некачественного перемешивания сплава. Это не является недостатком, а наоборот, указывает на подлинность монеты, выпущенной в условиях, далеких от идеальных. Лет 200 назад технологии еще не позволяли получать идеально однородный металл.

Переливчатая патина

Так называют однородный налет, меняющий окраску в зависимости от угла зрения.

Кладовая патина

Как понятно из названия, речь идет об окислении поверхности монет, долгое время пролежавших в закрытой емкости в земле, т. е. не имевших с ней непосредственного контакта. Однако внешняя среда при таком хранении все равно слишком агрессивна для качественной сохранности клада. Внешне представляет собой толстый слой коричневого цвета, который въелся в металл. После удаления такого налета на его поверхности остаются каверны. Если монеты выполнены из серебра, то говорят о «роговом серебре», имеющем вид выпуклостей из-за контакта с почвенными хлоридами.

Образуется исключительно на медных образцах, которые хранились в песке. Внешне выглядит как ровный бежево-желтый налет.

Искусственная патина

Высокая ценность старинных монет часто служит причиной искусственного наведения возрастных признаков. Не всегда это делается с целью неправедного обогащения. Например, искусственное старение используют при создании официальных копий или после чистки, результатом которой стал неестественный для металла цвет или неприличный для возраста монеты блеск. Помимо этого, патину наводят с целью визуального сокрытия некоторых физических дефектов в результате регулярного хождения или неправильного хранения. В любом случае искусственную «старость» при определенном навыке легко отличить от естественной, как бы красиво не выглядел результат. Способов его получения существует несколько.

Подкрашивание

По шкале профессионализма наведения искусственной патины этот способ стоит на самой низшей ступени и применим лишь при массовом производстве дешевых копий. Первым очевидным признаком подделки является блеск, которого в подлинном случае быть не должно, толстый слой налета и его резкий перепад в местах, где переход к центру должен быть очень плавным. Однако обмануть совершенно несведущих людей можно и такими подделками.

Обжиг

Для придания монетному диску старого вида его нагревают на открытом огне любого типа - газовая горелка, паяльная лампа, костер и т. д. Еще одна недальновидная методика, поскольку отличие слишком очевидно.

Химические способы

Они могут быть разными, но сводятся к имитации условий, провоцирующих ускоренный процесс старения. Выдумкам затейников нет числа, приведем лишь несколько примеров:

  • Раствор медного купороса и марганцовки на основе дистиллированной или просто кипяченой воды, нагретый ниже точки кипения. Монета опускается в него на короткое время (пару минут).
  • Натирание серной мазью с последующим полосканием в растворе обычного хозяйственного мыла.
  • Погружение в любой серный раствор или в саму серную кислоту. Используется даже обычная спичечная сера. Воздействие очень сильное и быстрое. Но и результат легко узнаваем.

«Народное творчество»

Про него можно сказать то же самое, что и про химические опыты, с той разницей, что в ход идут естественные агрессивные среды без применения активных веществ. Это всевозможные сочетания температурных воздействий, влажного воздуха, воды и даже продуктов питания (в качестве примера можно привести запекание монеты в картофелине). Иногда удается получить неплохие результаты, впрочем, хорошо отличимые от подлинников специалистами. Но без должного навыка чаще всего итогом оказывается безнадежно испорченная монета.

Как определить, что патина наведена искусственно:

  • Слишком резкие переходы от темных мест к светлым, чрезмерно темный цвет в труднодоступных местах рельефа и по краю окружности монетного поля.
  • Блеск. Подлинная патина всегда матовая и не имеет блеска.
  • Наличие несвойственных металлам оттенков. Наиболее частый пример - красный оттенок латуни, безошибочно указывающий на применение химии.
  • При детальном рассмотрении удается различить каверны или царапины под ровной пленкой налета.
  • Распределение патины зависит от высоты рельефа, в то время как в натуральном случае этого не происходит.

Искусственно состаренная монета не прибавляет в цене, нумизматы утверждают даже то, что истинный коллекционер чувствует «душу монеты», ее благородные седины. Такое заявление одинаково сложно как доказать, так и опровергнуть, поэтому можно говорить только о физически очевидных параметрах. Единственным допустимым исключением искусственных процессов можно считать метод ускоренного окисления в естественной среде, но на это все равно уходят долгие годы.