Международная военно-историческая ассоциация. Военно-учебные заведения российской империи Военные училища в 19 веке

1) Военного ведомства – см. Военно-учебные заведения и .

2) Юнкерские - см. Военно-учебные заведения.

3) Военные - см. Военно-учебные заведения, Константиновские военное училище, .

Александровское военное училище учреждено 1863 г., в составе 300 юнкеров; укомплектовано было воспитанниками следующих классов кадетских корпусов.

С 1864 по 1894 г. именовалось третьим.

В строевой отношении составляло батальон.

Состав училища в конце XIX в. – 400 юнкеров. (приказы по Военному ведомству: 1863 г. № 330, 67 г. № 243, 94 г. № 188; Св. В. П. 1869, кн. XV; Св. штат., 1893 г. кн. IV, № 37; Военная литература № 1088).

Значительным развитие в конце XIX в. артиллерии потребовало усиленное укомплектование её офицерами; но Михайловское артиллерийские Училище не могло удовлетворить этой потребности, и недостаток в артиллерийских офицерах пришлось пополнять выпусками их из пехотных военных училищ. Для устранения этого и с целью подготовки артиллерийских офицеров, основательно знакомых со своей специальностью, в 1894 г. расширено Михайловское артиллерийское (со 190 до 450 воспитанников), a 2-е Константиновские пехотное обращено в артиллерийское; в последнем было - 425 юнкеров, составивших 2 батареи (приказ по Военному ведомству 1894 г. № 140).

4) Морские. - Училища эти появились в России при Алексее Михайловиче, когда Ордын-Нащокин, состоя лифляндским наместником, занимался образованием флота; но где именно было такое Училище - неизвестно.

При Феодоре Алексеевиче мореплаванию обучали в Славяно-Греко-Латинской академии.

В 1700 г., 14 января, учреждена школа Математических и навигационных наук в Москве, в Сухаревой башне. Отсюда, помимо моряков, выпускались инженеры, артиллеристы, учителя, геодезисты, архитекторы и прочих.

Комплект воспитанников был 500 чел., причем велено принимать детей дворянских, дьячих, подьячих, боярских и разночинцев; последние, научившись читать и писать, поступали на разные должности: помощниками архитекторов, аптекарями, писарями..., a большую часть дворян, окончивших полный курс, определяли во флот, затем - в инженеры, артиллеристы, Преображенский ...; наиболее же способных и богатых посылали заграницу, для усовершенствования в науках, под именем навигаторов, которые, по возвращении, экзаменовались и получали чины: лучшие - унтер-лейтенанта, посредственные - мичмана (в то время не офицерский).

Вместе с дворянами отправлялись заграницу также дети разночинцев и мелких дворян, для изучения штурманского искусства, a по возвращении в Россию поступали в штурмана. С приобретением Финского залива и Балтийского моря, когда все морские силы понадобились в этих морях, основано было 1 октября 1715 г., в Петербурге, 2-е морское училище, под названием Морская академия, на 300 чел., наименовавшихся морская гвардия. В эту новую академию поступали большей частью дети знатных фамилий и достаточных дворян. Окончив курс наук, и они переходили в гардемаринскую роту, существовавшую отдельно от академии. Долго эта рота не имела постоянного местопребывания, несколько раз ее переводили из Петербурга в Кронштадт и обратно, и только 15 декабря 1752 г., указом Елисаветы, Морская академия и гардемаринская рота соединены под общим названием Морской шляхетный кадетский корпус, с комплектом воспитанников в 360 чел.

С учреждением корпуса, упразднена московская школа (в Сухаревой башне), и из нее взяли в корпус только дворянских детей, a разночинцев определили в мастерские школы при адмиралтействах и в штурманскую роту. Весь штат учеников корпуса разделили в строевом отношении на 3 роты, a в учебном - на 3 класса.

Гардемарины 1-го класса кончали высшие морские науки; кадеты 2-го класса проходили навигацию и начинали другие науки; кадеты 3-го класса учились тригонометрии и прочим низшим наукам. Из одного класса в другой переводили по экзамену, и только на открывавшиеся вакансии. Для помещения корпуса пожалован , на углу Набережной Невы и 12-й линии Васильевского острова, каменный 2-этажной дом (бывший ), и повелено устроить корпус во всем по образцу сухопутного. Но в 1762 г. Петр III, желая дать одно общее направление всем военно-учебным заведениям, приказал соединить Сухопутный и и Инженерное училище под главной дирекцию гр. Ивана Ивановича Шувалова. Однако, со вступлением на престол Екатерины II, этот указ отменен, к 8 августа 1762 г. повелела состоять Морскому корпусу отдельно, на основании прежнего штата. 23 мая 1771 г., во время сильного пожара на Васильевском острове, сгорели и здания Морского корпуса, вследствие чего он был переведен в Кронштадт, в помещение итальянского дворца (потом Техническое училище), где и оставался до 1796 г. Перевод корпуса из столицы был очень невыгоден и заведению, т. к. ни один отличный профессор или учитель, не служивший в корпусе, не хотел для преподавания ездить в Кронштадт, и наконец самое содержание корпуса обходилось не сравнительно дороже. В 1783 г., по случаю увеличения наших морских сил, повелено было составить новый штат для корпуса, на 600 чел., а вместе с тем введены в курс преподавания добавочные науки: морская практика, нравственная философия, право, иностранные языки.

В 1796, по вступлении на престол, Морской корпус был переведен в Петербург, в то здание, в котором находился и потом.

30 декабря 1826 г. утвержден для корпуса новый штат, и комплект был установлен в 505 воспитанников, а в 1835 г. прибавлено еще 100 пансионеров, с платою за обучение по 850 рубл. асигн. в год; все воспитанники были разделены на 5 рот, из коих 1 - гардемаринская.

За последующие годы определенного комплекта воспитанников не было, и он зависел от количества приема в корпус, но в общем цифра колебалась около 300 чел.

Потом прием был ограничен 35 чел; из них 25 поступали на казенный счет, 7- своекоштными, платою 530 руб. в год, и 3 - стипендиатами, с тою же платой.

В строевом отношении корпус разделялся на 5 рот, в учебном - на 6 классов, причем 6-й и 5-й - малолетние. 4-й, 3-й и 2-й - общие, 1-я - гардемаринская.

Принимались дети:

а) флотских офицеров (бывших и настоящих).

б) потомственных дворян.

Поступающее в приготовительный класс должны иметь 12- 14 л. от роду.

Курс наук - 6 л.; при этом, кроме общих наук и 3-х иностранных языков, преподавались все предметы, относящиеся практически и теоретически к морскому искусству.

Воспитательная сторона не оставляла желать ничего лучшего. По богатству и разнообразию вспомогательных средств для обучения, корпус - одно из лучших европейских учебных заведений своего времени.

В летнее время кадеты отправляются в плавание на судах, принадлежащих корпусу, и там молодые моряки на практике видят и исполняют то, чему зимою обучались в классах (см. Учебные суда). Сверх того, кадеты обучались и фронтовой службе, т. е. каждый из них, окончив курс, может быть не только искусным моряком, но и хорошим сухопутным офицером.

Окончившие курс ежегодно выпускались во флот мичманами. (За последние годы XIX в. выпуски были около 70 чел.).

Воспитывавшиеся в корпусе и перешедшие потом в гражданскую службу пользовались правами и преимуществами воспитанников высших учебных заведений.

При Морском корпусе учреждена Морская Николаевская академия (см. Академии военные); в ней преподаются высшие предметы по гидрографии, корабельному искусству) и механическому искусству.

Курс - 2 г.: число слушателей: в гидрографическом отделении - 10 (лучшине по экзамену), кораблестроительном - 5, механическом - 5. (Ф. Веселаго - „Очерк истории за 100 лет").

Кроме , в морском ведомстве существовали еще техническое Училище, в Кронштадте, имеющее назначением выпускать во флот офицеров, специально подготовленных по механической и кораблестроительной частям.

Это Училище ведет свое начало с 1734 г., когда президент государственной адмиралтейств-коллегии, гр. Головин, основал штурманскую роту, где преподавались навигационные науки.

В 1793 г.. при всеобщем преобразовании флота, выработаны были положение и штаты вновь учреждавшихся 2 штурманских Училищ, одного - для Балтийского флота, другое - для Черноморского.

Для штурманского Училища в Кронштадте назначен был дом, в котором прежде помещался Морской кадетский корпус. В этом здании, хотя впоследствии перестроенном, Техническое Училище находилось и потом.

В штурманском Училище преподавались: правописание, арифметика, геометрия, рисование и черчение планов, тригонометрия (плоская и сферическая), навигация (плоская и меркаторская), астрономия и английский язык; сверх того - эволюция, геодезия и употребление карт и инструментов.

Училище разделялось на 3 класса. Штурманские ученики первых 2 кл. посылались, для практики, каждое лето в море.

Окончившее курс выпускались в штурмана офицерского ранга.

В 1801 г., с преобразованием морского ведомства, было выработано устройство и штурманской части и составлены новое положение и штаты штурманского Училища.

Главнейшей реформой было сокращение числа учащихся и увеличение программы преподавания; улучшена также хозяйственная часть Училищ.

Вновь введены в обучение: Закон Божий, грамматика, риторика, логика, география, история, немецкий и шведские языки.

Училище разделилось на 2 роты. В нем приготовлялись также 20 коммерческих учеников, для поступления шкиперами и штурманами на коммерческий флот.

С 1808 г. при Училище заведен метеорологический журнал, ученики дежурили в обсерватории и ходили к начальству с донесениями.

В 1827 г., вместо штурманского Училища, образован 1-й штурманский? экипаж, из 3 рот.

1-я снабжала флот кондукторами, 2-я комплектовала 1-ю, 3-я была резервною и комплектовала 2-ю.

Все ученики, определявшиеся в? экипаж, поступали первоначально в резервную роту, а затем последовательно переводились в остальные.

Обучение состояло из классных занятий, практического и фронтового учений.

В 1851 г. в?-экипаже была учреждена кондукторская рота, для снабжения флота штурманскими офицерами. Наконец, в 1856 г., ?-экипаж был переименован в штурманское Училище, при котором открыто было и артиллерийское отделение, для приготовления артиллерийских офицеров во флот. Вскоре положено было производить воспитанников, по окончании курса, вместо прапорщиков, в кондукторы, и роты названы: кондукторская - первою, 1-я - второю, 2-я - третьею, 3-я - резервною.

С незначительными переменами Училище существовало до 1873 г., когда переименовано в Техническое, с учреждением в нем 4 специальностей: штурманской, механической, артиллерийской и кораблестроительной.

Около того же времени офицеры, выпускаемые из этого Училища о получили право поступать в Морскую академию.

Павловское военное училище (1894−6 ноября 1917) - пехотное военное училище Российской империи, в Петербурге. Храмовый праздник училища - 21 мая, в день памяти Святых Равноапостольных Константина и Елены. Училищный праздник - 23 декабря. Создано в августе 1863 года по указу Императора Александра II из специальных классов Павловского кадетского корпуса, передавшего училищу своё знамя. Начальником училища назначен будущий военный министргенерал-майор Пётр Семёнович Ванновский.

Кадет 1 кадетского корпуса. 1914

Камер-паж в придворном мундире. 1900-годы

Юнкера Павловского училища в портретном зале. 1908.


Воспитанники 1-го Кадетского корпуса на занятиях бальными танцами.1910-е


Начальник Николаевской военной академии Д.Г.Щербачев с сыном. 1909


Генерал-лейтенант А.Н.Куропаткин с сыном. 1910


Члены британской делегации по случаю вступления на престол короля Георга V и сопровождающие их лица в сквере перед боковым фасадом Зимнего дворца. 1910


В.Д.Бутовский — флигель-адьютант, председатель экзаменационной комиссии, член Педагогического комитета Главного управления военно-учебных заведений. 1913

Празднование 50-летнего юбилея Павловского военного училища 25 августа 1913 года. Прыжки с шестом


Празднование 50-летнего юбилея Павловского военного училища 25 августа 1913 года. Демонстрация навыков штыкового боя.


Празднование 50-летнего юбилея Павловского военного училища 25 августа 1913 года Преодоление проволочных заграждений.


Юнкера Михайловского артиллерийского училища на полевых учениях. Красное Село. 1913

Офицерский суд чести лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригады. 1913


Оркестр Морского Гвардейского экипажа на плацу перед выходом на парад. Май 1912


Группа офицеров лейб-гвардии Егерского полка в день празднования 100-летия Кульмской битвы. 1913


Морской гвардейский экипаж. Офицеры на автомобиле на Дворцовой площади. 1914


Приемный зал Смольного института. Среди посетителей — воспитанники военных учебных заведений. 1913.


Шеф 3-го гусарского Елисаветградского полка великая княжна Ольга Николаевна с женами офицеров полка. Петергоф. 5 августа 1913.


Выступление оркестра 4-го стрелкового императорской фамилии батальона на эстраде Нижнего парка в Петергофе. 1913.


Министр императорского двора и уделов граф В.Б Фредерикс в форме лейб-гвардии Конного полка. 1913

Группа офицеров 8-го Уланского Вознесенского великой княжны Татьяны Николаевны полка перед большим Петергофским дворцом. 5 августа 1913


Перед вылетом. Гатчинская авиашкола. 1913.


Конкурс военных аэропланов. Авиаторы И.И.Сикорский (справа), генерал-лейтенант Н.В.Каультбарс (в центре) в первом в мире многомоторном аэроплане «Русский витязь». 1913


Великий Князь Борис Владимирович и командир Лейб-гвардии Казачьего полка генерал-майор С.В.Евреинов. 1914

Урядник Сибирской полусотни третьей сотни лейб-гвардии Сводно-Казачьего полка в парадном обмундировании. 1914


Фанфаристы лейб-гвардии Конного полка. 1914


Памятник главнокомандующему русской армией на Дунае великому князю Николаю Николаевичу (старшему) на Манежной площади Петербурга в день его открытия 13 января 1914


Барон П.Н.Врангель. 1914

Морской министр адмирал, генерал-адьютант И.К Григорович (в центре) с инженерами Балтийского завода. 1914


Генерал-майор, командир собственного е.и.в.конвоя князь Ю.И.Трубецкой. 1914


Генерал от инфантерии А.А.Брусилов. 1914

Взвод дворцовых гренадер на Дворцовой площади. 1914


Взвод конных офицеров и кадет Николаевского кавалерийского училища на учении по верховой езде. 1914


Начальник Академии генерал-майор Д.Г.Щербаков с группой профессоров и преподавателей. 1914


Император Николай II и король Саксонии Фридрих-Август III обходят почетный караул лейб-гвардии Кирасирского полка на Царскосельском вокзале. 7 июня 1914


Группа офицеров и солдат с родственниками перед отправкой в действующую армию. 1916


Дом армии и флота. Группа офицеров на лестнице. Март 1916

Профессиональная подготовка офицеров в России в специальных учебных заведениях началась при создании регулярной армии, но первоначально она касалась только специальных родов войск. Учебные заведения по подготовке общевойсковых офицеров появились лишь в конце первой трети XVIII века. Сама же система военно-учебных заведений сложилась в начале XIX века.

Военно-учебные заведения, связанные с подготовкой офицеров, можно разделить на три группы: 1) непосредственно готовящие офицеров (выпускающие своих воспитанников офицерами или с правами на офицерский чин; 2) готовящие для поступления в заведения первой группы; 3) занимающиеся повышением квалификации и переподготовкой лиц, уже имеющих офицерские чины. До 60-х гг. XIX в. учебные заведения двух первых групп представляли собой единое целое в лице кадетских корпусов, и лишь затем функциональное различие между тремя типами учебных заведений было твердо установлено.

В XIX веке система военно-учебных заведений постоянно расширялась. Можно выделить два основных периода ее развития — до реформ 60-х гг. и после них, когда произошло принципиальное разделение военно-учебных заведений на подготовительные и собственно военно-специальные, непосредственно выпускающие офицеров. До этого кадетские корпуса, принимая воспитанников в раннем возрасте, выпускали их уже офицерами. В первой половине XIX века офицеров выпускали кадетские корпуса, Военно-сиротский дом, Пажеский корпус, Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, Дворянский полк, юнкерские школы, некоторые общегражданские учебные заведения и специальные военные училища (артиллерийское, инженерное, топографическое, юридическое). Своя система подготовки офицеров существовала на флоте.

В 30-40-х гг. сеть кадетских корпусов существенно расширилась. На пожертвования дворянских губернских обществ и частных лиц был открыт целый ряд новых кадетских корпусов. Надо заметить, что кадетские корпуса помимо военного имели и благотворительное значение, давая возможность получить образование и содержание детям неимущих и умерших офицеров и дворян. Так как число желающих поступить в кадетские корпуса постоянно возрастало, то со временем прием стал обуславливаться служебными заслугами родителей. Но преимущественно принимали сирот и неимущих, причем существовало 26 разрядов по правам на казенное воспитание, в соответствии с которыми и определялась очередность приема.

По правилам, существовавшим с 1830 г., после экзамена воспитательный комитет определял каждого выпускника в тот или иной род войск. Самые лучшие получали направление в гвардию, лучшие — подпоручиками в армию или производились в прапорщики артиллерии и инженерных войск с прикомандированием к соответствующим училищам, а также к Генеральному штабу для поступления через два года в академию. Прочие же выпускались прапорщиками в армию. .

В середине 50-х гг. был проведен ряд изменений в правилах приема и выпусков из корпусов. В 1857 году двухгодичные специальные классы были открыты во всех кадетских корпусах, они стали выпускать воспитанников прямо на службу, а лучших переводить в третий класс Константиновского кадетского корпуса. Дворяне со средним и высшим образованием, не дворяне — с высшим образованием могли теперь поступать экстернами в специальные классы кадетских корпусов. Действительная служба засчитывалась с 16-летнего возраста, а права по выпуску они имели равные с кадетами. Все лица с высшим образованием должны были окончить только один третий специальный класс при Константиновском кадетском корпусе. .

В результате реформ 60-70х гг. XIX в. военно-учебные заведения Российской империи подразделялись на следующие типы: 1) Общеобразовательные средне учебные заведения — семиклассные военные гимназии и четырехклассные прогимназии; 2) Средние специальные военные и юнкерские училища; 3) Высшие — военные академии.

К 1881 году существовало 18 военных гимназий и 8 военных прогимназий с курсом, соответствующим курсу уездных училищ. .

30 мая 1882 года военным министром был представлен всеподданнейший доклад о системе общеобразовательного и специально военного образования в военно-учебных заведениях. В докладе говорилось: «Истекшие годы после реформы военно-учебных заведений дают возможность в настоящее время определенно высказать: а) необходимо ли сохранение в военном ведомстве существующих ныне двух типов военно-учебных заведений; б) вполне ли достигнуты цели, поставленные при преобразовании военно-учебных заведений». . Летом 1882 года все военные гимназии были преобразованы в кадетские корпуса.

Что касается военных училищ, то к началу 1881 года действовало три пехотных училища — Павловское, Константиновское и Александровское, одно кавалерийское — Николаевское, Михайловское — артиллерийское и Николаевское инженерное. . Кроме того, офицеры из специальных классов Питерского и Финляндского кадетских корпусов.

Курс военных училищ с точки зрения изучаемых предметов подразделялся на: 1) общеобразовательный (закон божий, русский язык. Иностранные языки, математика, химия, статистика, законоведение) и 2) специальный (тактика, артиллерия, фортификация, военная топография, военная администрация). Таким образом, в течение двух лет в пехотных училищах изучалось 15, а в кавалерийских — 16 предметов. Однако в политическом отношении будущий офицер был совершенно безграмотен и никаких познаний в этом отношении он не получал. Один из лидеров белого движения А.И. Деникин в своих воспоминаниях по этому поводу писал: «Ни училищная программа, ни преподаватели, ни начальство не задавалось целью расширить кругозор воспитанников, ответить на их духовные запросы. Русская жизнь тогда бурлила, но все так называемые «проклятые вопросы», вся политика — понятие, под которое подводилась вся область государствоведения и социальных знаний, — проходила мимо нас». .

Высших военно-учебных заведений к 1881 году было четыре: Николаевская академия генерального штаба, Николаевская инженерная академия, Михайловская артиллерийская академия и Александровская военно-юридическая академия. .

Система учебных заведений на флоте также имела свою специфику. В нее помимо учебных заведений, готовящих строевых флотских офицеров, входили заведения по подготовке штурманов, инженерно-технических специалистов, морских артиллеристов и кораблестроителей. Как и в армии, военно-морские учебные заведения, готовящие офицеров, можно было разделить на две группы: 1) дающие своим выпускникам первый офицерский чин; 2) в которых повышали образование лица уже имеющие офицерские чины. К первой группе относятся морские училища, а ко второй — академии и различные офицерские классы и школы.

Итак, система военного образования в Российской империи в течение XIX века прошла несколько этапов. На первом этапе в конце первой трети XIX века расширяется сеть кадетских корпусов как основное звено подготовки общевойсковых офицерских кадров. В это же время зарождается деление на учебные заведения, непосредственно выпускающие офицеров, и заведения, осуществляющие первичную подготовку.

Следующий этап, начавшийся со второй половины XIX века, связан с проведенными тогда радикальными реформами военного образования, в результате которых она приняла, во-первых, всеобъемлющий характер, а во-вторых, обрело логическую последовательность и единообразие в основных звеньях.

С упразднением прогимназий и преобразованием всех юнкерских училищ в военные, система военно-учебных заведений к началу XIX века приняла полностью единообразный вид.

Примечания:

  1. Волков С.В. Русский офицерский корпус. — М., 1993. -с. 106.
  2. Там же-с. 107.
  3. Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX-XX столетий (1881-1903).-М., 1973.-c.294.
  4. РГВИА, ф.379, оп. 20, д.111,л.17.
  5. РГВИА, ф.379,оп. 40, д.71, л.22.
  6. Деникин А.И. Путь русского офицера. — М., 1991. -с.65-66.
  7. РГВИА, ф.366, оп.2,д.163,л.21.

Неудовлетворительность подготовки этой части офицеров выяснилась еще до Крымской войны и тогда же при некоторых штабах, по частному почину военных начальников, были открыты юнкерские школы. По окончании войны 1853-56 гг. было предположено устроить юнкерские школы во всех армейских корпусах, но, за недостатком денежных средств и неудобством организации военно-учебных заведений при корпусных штабах, передвигавшихся вместе с войсками с места на место, таких школ было открыто всего три. Только с преобразованием старших классов кадетских корпусов в военные училища, когда получились некоторые сбережения в денежных средствах, в 1864-1865 гг. было приступлено к открытию окружных юнкерские училищ во вновь образованных военных округах; прохождение курса юнкерские училищ сделано было обязательным для всех вольноопределяющихся (а с 1875 г. – и жеребьевых), желавших приобрети право на производство в офицеры, и с 1868 г. было прекращено производство нижних чинов в офицеры за выслугу лет.

В юнкерские училища принимались нижние чины всех сословий и исповеданий (кроме иудейского), при удостаивании их к тому ближайшим начальством. Курс в училищах продолжался 2 года, причем имевшие аттестаты об окончании средних учебных заведений (7- и 8-классных гимназий и реальных училищ) могли поступать прямо в старший класс, но большинство поступало в младший класс или с поверочным экзаменом по русскому языку (прошедшие 6 классов средних учебных заведений), или с экзаменом по особым облегченным программам (не имеющие этого ценза).

Окончившие курс выпускались в свои полки подпрапорщиками, эстандарт-юнкерами и подхорунжими и производились в офицеры не иначе как по удостаиванию непосредственного начальства: отнесенные по успехам в науках к I разряду производились в офицеры в самый год выпуска из училища, после лагерных сборов, причем в случае неимения вакансий в своем полку могли быть переводимы в другие полки; отнесенные ко II разряду производились в офицеры не ранее как в следующем за выпуском году, так же не иначе как на вакансии, причем при производстве разрешалось переводить в другие части только тех из них, которые имели образование не ниже среднего. В общем числе оканчивающих юнкерские училища выпускаемые по I разряду составляли весьма незначительный процент, а большинство выпускаемых по II разряду не имели требуемого образовательного ценза и долгие годы ожидали в звании подпрапорщика производства в офицеры на вакансии в своей части, достигая чина прапорщика (впоследствии подпоручика) тогда, когда их сверстники по выпуску из военных училищ успевали далеко уйти вперед по пути служебной карьеры.

Если своей служебной подготовкой и знанием быта нижних чинов выпускаемые из юнкерские училищ подпрапорщики большей частью и превосходили офицеров, окончивших курс военных училищ, то по своему умственному развитию, общему образованию и теоретической военной подготовке они значительно им уступали, вследствие чего в пехотных и кавалерийских войсках состав офицеров распадался на две группы - окончивших военные и юнкерские училища; последние назначались на ответственные должности командиров отдельных частей сравнительно редко и обыкновенно заканчивали свою карьеру чином подполковника. В последнее время для устранения этой неоднородности в составе корпуса офицеров и для улучшения вообще подготовки офицеров учреждены новые училища – московское и киевское пехотные (в 1900 г.) и елизаветградское кавалерийское (в 1902 г.), для молодых людей с высшим и средним общим образованием; расширены штаты военных училищ, назначенных впредь исключительно для воспитанников кадетских корпусов (число корпусов значительно увеличено, а штаты их расширены), наконец, в 1901 г. преобразованы все окружные юнкерские училища.

По положению на 5 июня 1901 г. образовано 7 пехотных (Петербургское, Виленское, Тифлисское, Одесское, Казанское, Чугуевское и Иркутское), 1 кавалерийское (Тверское) и 3 казачьих (Новочеркасское, Ставропольское и Оренбургское) юнкерские училищ, причем они более не называются окружными; в каждом училище положено по штату от 100 (в Иркутском) до 400 (в Петербургском, Виленском и Тифлисском) юнкеров, которые делятся в строевом отношении на роты, эскадроны и сотни.

Учебный курс продолжается три года и делится на 3 класса – 1 общий и 2 специальных. К приему в училища допускаются: 1) молодые люди всех сословий, достигшие 16-летнего возраста и имеющие право поступить на службу вольноопределяющимися, и 2) нижние чины всех сословий, удостоенные начальством. В общий класс принимаются: не окончившие курса 6 классов гимназий и реальных училищ, по держании приемного экзамена по особым программам из курса 6 классов, а окончившие 6 классов, но не имеющие права на поступление в военные училища (где требуется окончание полного курса), – с поверочным экзаменом по русскому языку; в первый специальный класс принимаются: без экзамена – лица, имеющие права на поступление в военные училища, а с поверочным экзаменом по русскому языку, математике и физике – лица, окончившие 6 классов; экзамены производятся в августе месяце и поступающие принимаются по старшинству полученных баллов, причем главный штаб по числу имеющихся вакансий заранее определяет, какое число молодых людей той или другой категории по образованию может быть принято в училища.

Общий класс служит для пополнения среднего образования; в нем преподаются Закон Божий, русский язык, математика, физика и химия, география, история, гигиена, черчение и один из иностранных языков; некоторые из этих предметов заканчиваются в специальных классах. Из специально-военных предметов преподаются, по программам почти таким же, как в военных училищах, тактика, военная история, топография, фортификация, артиллерия, военная администрация, законоведение, военная география и воинские уставы, а в кавалерийских и казачьих училищах, кроме того, конно-саперное дело и иппология. В неделю положено 27 уроков (по 50 минут); кроме того, установлены практические занятия по тактике, топографическому черчению, военной администрации, законоведению и конно-саперному делу, а также обучение оружейному делу в мастерских. Летом юнкера выводятся в лагеря, где, независимо от строевых упражнений, занимаются в поле военно-глазомерными съемками, решением тактических задач и саперными работами. Окончившие полный курс юнкерских училищ по результатам выпускных экзаменов, строевому образованию и поведению делятся на 3 разряда и производятся в офицеры на тех же основаниях, как и юнкера военных училищ, но исключительно в пехотные и кавалерийские части; первый разряд выпускается подпоручиками и корнетами с одним годом старшинства, второй разряд – теми же чинами без старшинства, третий разряд – унтер-офицерами с правом на производство в офицеры без экзамена, но не ранее как через год и не иначе как по удостаиванию строевого начальства.

Все юнкерские училища состоят в ведении главных начальников военных округов и подчиняются начальникам окружных штабов; высший надзор за учебной частью во всех училищах принадлежит главному начальнику военно-учебных заведений, а за специально-кавалерийским делом – генерал-инспектору кавалерии.

См. И. О. Бобровский, «Юнкерские училища» (3 т., СПб, 1872-76); «Положение о Юнкерских училищах» (новая редакция, ст. 892, 993 кн. XV Свода военных постановлений 1869 г., изд. 2) и инструкции по учебной и воспитательной части, объявленные в приказах по военному ведомству, 1901 г., № 197, 318 и 319.

    На этой странице представлен список военно морских флагов СССР. В графе «Год» приведены даты утверждения флагов. Сокращения в тексте: ВМС Военно Морские Силы ВМФ Военно Морской Флот ГПУ Государственное политическое управление… … Википедия

    Военно воздушные силы России … Википедия

    История русской армии Войско Древней Руси Армия Московской Руси Полки «Иноземного строя» Вооружённые силы Российской империи Белая армия … Википедия

    Военное министерство (с 1808 года), Министерство военно сухопутных сил. Годы существования 8 сентября 1802 года … Википедия

    Военное духовенство Российской империи подразумевает под собой категорию священнослужителей находящихся в войсках. Это часть российского духовенства, задействованная в духовном окормлении военнослужащих различных родов войск Российской… … Википедия

    - … Википедия

    Военно учебные заведения учреждения военно профессиональной подготовки кадров для вооружённых сил. Содержание 1 История 2 Военно учебные заведения в России 3 … Википедия

    - … Википедия

    - … Википедия

Книги

  • Памятная книжка Морского ведомства на 1875 год , . Санкт-петербург, 1875 год. Типография Морского министерства. Типографский переплет с золотым тиснением. Золоченый обрез. Сохранность хорошая. Вниманию читателей предлагается "Памятная книжка…
  • Правила приема в военные училища и программы учебных предметов, составленные сообразно с требованиями при вступительном экзамене в эти заведения на 1872 год , . Оригинальное название: Правила пр i ема въ военныя училища и программы учебныхъ предметовъ, составленныя сообразно съ требован i ями при вступительномъ экзамен? въ эти заведен i я на 1872…