План – конспект урока по технологии. Тема: «Строгание заготовок из древесины». Строгание. Для того, чтобы придать заготовке из древесины нужную форму и размер, а также получить ровную поверхность, выполняют операцию строгание. Она. Правила безопасной рабо

\ Документы \ Для учителя технологии и трудового обучения

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Материалы прислал Глебов А.А. учитель технологии и трудового обучения МОУ "Веселолопанской средней обшеобразовательной школы"

Цель: изучить с учащимися инструменты для строгания; научить приемам строгания.

Оборудование : шерхебель, рубанок, фуганок, заготовки древесины.

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

1.Беседа по вопросам:

"Какое пиление называют поперечным, а какое продольным?

"Какие меры безопасности необходимо соблюдать при пилении?

"Перечислите правила ухода за верстаком.

2.Выполнение практических заданий.

Выполнить распиловку заготовки в стусле.

Произвести уборку верстака.

3.Словарный диктант.

Дать определение понятиям:

"смешанное пиление,

"стусло,

"базовая кромка,

"режущая кромка,

"шаблон.

4.Определите и запишите название видов пил в той последовательности, в которой учитель будет показывать пилы:

"зубья для продольного пиления;

"ножовка;

"зубья для поперечного пиления;

"лучковая пила.

5.Сообщение темы и цели урока.

П. Изложение программного материала.

1.Вводная беседа.

Кому из вас приходилось строгать древесину?

Для чего выполняется строгание?

Какие меры безопасности необходимо соблюдать при строгании?

2.Обработка заготовки до нужного размера.

Учитель. Для того чтобы обработать заготовку до нужного размера, нужно выполнить следующие операции:

"создание ровной гладкой поверхности;

"осуществление строгания с помощью стругов;

"шерхебели осуществляют первичное грубое строгание;

"рубанок осуществляет окончательное чистое строгание;

"фуганок намного длиннее рубанка, поэтому им можно получить ровные, плоские поверхности. (См. Приложения, рис. 25.)


3.Объяснение устройства рубанка.

Учитель. Рассмотрим устройство рубанка. (См. Приложения, рис. 26, 27.)

Он состоит из:

"колодки;

"ножа;

"клина;

"ручки.

Учитель демонстрирует устройство рубанка на рисунке и на самом инструменте.

4.Выполнение практического задания.

Учащиеся под руководством учителя и с его помощью осуществляют операции с рубанком:

"разборку;

"сборку;

"регулировку.

Учитель. Колодки стругов могут быть деревянными, металлическими, комбинированными.

Основной режущей частью стругов является нож, который имеет форму клина. Перед строганием производят правильную установку ножа. Лезвие должно выступать у шерхебеля на 1-3 мм, у рубанка - на мм.

Учитель демонстрирует регулировку ножа.

Учащиеся по руководством учителя и с его помощью осуществляют операции по регулировке ножа.

Перед началом работы заготовку надежно крепят на верстаке, используя упоры и клинья. Рубанок берут двумя руками. Устанавливают лезвием вниз и проталкивают вперед, осуществляя нажим на переднюю часть. Совершая движение вперед и назад, постепенно сострагивают обрабатываемую поверхность. Держать рубанок необходимо крепко, чтобы не соскользнули руки.

Инструктирование по правилам безопасности при работе со стругами.

Учитель. Работая со стругами, необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

"надежно закреплять заготовку;

"работать с хорошо заточенным ножом;

"не проверять заточку ножа рукой;

"очищать инструмент только деревянным клином;

"класть инструмент на верстак боком.

III. Практическая работа.

Выполнение заданий:

Закрепите надежно заготовку.

Прострогайте кромки и пласты заготовки.

Проверьте качество строгания (самостоятельная проверка и взаимопроверка).

IV. Итог урока.

Оценка практической работы учащихся. Учитель отмечает допущенные ошибки.

Урок № 20. Строгание древесины

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

План - конспект урока по технологии

Класс: 5 класс

Тема: « ».

Цели:

1.Деятельностная:

2. Образовательная:

Задачи: - развивать умение сравнивать УУД)

Этап

урока

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые ресурсы

Планируемые результаты

Организаци-онный этап

Индивидуальная беседа.

Актуализа-ция знаний.

Создание проблемной ситуации.

Метод «погружения» в проблему. Активизация мыслительной деятельности.

Наглядный материал.

Набор столярных инструментов

Просмотр содержимого документа
«План – конспект урока по технологии. Тема: «Строгание заготовок из древесины».»

План – конспект урока по технологии

Класс: 5 класс

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Тема: « Строгание заготовок из древесины ».

Цели:

1.Деятельностная: формирование способности учащихся выполнять ручную обработку древесины..

2. Образовательная: формирование представлений об основных технологических операциях ручной обработки древесины; роли и значении пиления, строгания и контроля качества для изготовления изделия из древесины, использование изделий в быту.

Задачи: - развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (личностные УУД)

Развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; (регулятивные УУД)

Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать самостоятельно и в парах, выполнять разные роли; (коммуникативные УУД)

Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; (познавательные УУД)

Учебно-методическое обеспечение: чертёжные инструменты, измерительные инструменты, ножовки, рубанки.

Этап

урока

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы, технологии

Используемые ресурсы

Планируемые результаты

Организаци-онный этап

Подготовка необходимого оборудования.

Подготовка к уроку; расположение на рабочем месте.

Индивидуальная беседа.

К: умение правильно организовать рабочее место.

Актуализа-ция знаний.

Создание «мобильных групп (пар)» по желанию учащихся.

Создание проблемной ситуации .

Можем ли мы сделать изделия из дерева своими руками?

Почему говорят, что у человек «золотые» руки?

Какие инструменты понадобятся нам для ручной обработки древесины?

Предполагают, формулируют гипотезу о том, можно ли сделать изделия из древесины своими руками.

Высказывают свои предположения о понятии «золотые» руки.

Продумывают необходимые инструменты, которые будут нужны в работе.

Фронтальная беседа; работа в парах.

Метод «погружения» в проблему.
Активизация мыслительной деятельности.

Наглядный материал.

Набор столярных инструментов

К: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения

Р: Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Совместное исследова-ние проблемы

1 образец : инструменты: ножовка, стусло, рубанок, шерхебель.

Работа с предложенными картинками и ответы на вопросы:

– Какое строение имеет ножовка?

Что можно сделать с помощью лучковой пилы, столярной ножовки и выкружной пилы?

– Для чего необходимо старого выполнять правила безопасной работы с инструментами?
– Почему качество пиления, строгания зависит от угла наклона расположения инструментов?

С помощью каких допол-нительных приспособлений выполняется пиление и строгание древесины?

Предлагает способы изготовления изделий. С какими трудностями мы встретимся при изготовлении изделия?

Учитель определяет (в процессе диалога) ключевые слова урока и записывает их на доске.

Работают с информацией на картинка, рассматривают предложенные инструменты, выбирают необходимые.

Анализируют возможные трудности, ищут пути их решения.

Работа в парах, группах.

«мозговой штурм»

Столярные инструменты.

Наглядный материал.

П: умение работать с источниками информации.

Р: Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.

Целеполага-ние

Организует устный коллективный анализ учебной задачи.

Формулируют тему урока,

Уточняют «знания и незнания»

Фронтальная работа по установлению темы

Наглядный материал.

К: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих знаний.

Р: принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Первичное усвоение новых знаний.

Как сделали данные изделия? (учитель показывает образцы изделий: брусок, доска)

1.Раздает бруски и кусочки доски и отпиленными и отструганными краями и поверхностями.

2. Проводится работа с текстом учебника п.8-9.

3. Раздает инструкции к групповой работе

Характеризуют различные формы поверхностей изделий

1 группа

Определяют инструменты, при помощи которых сделаны эти изделия. Составляют план ответа

2группа Формулируют и записывают определение «Ножовка», «Стусло», «Шерхебель», «Рубанок», «Электро-лобзик». Демонстрируют и составляют план ответа

3 группа

Характеризуют профессию «станочник – распиловщик». Определяют производства, где эта профессия необходима. Составляют план ответа.

Групповая форма работы.

Метод сравнительного анализа

Текст учебника

Инструкции к работе.

П: конструируют новый способ действия и формируют понятия

К: проводят коллективное исследование.

Заслушивает представителя групп с результатами работы.

Просит назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения.

Проводит рефлексию деятельности в группах.

Сформулируйте цель, стоявшую пред вами.

Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет.

Решите, какие действия нужно оставить, а какие – изменить.

3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к теме урока и целям урока.

4.Структурирует материал в виде схемы (кластера)

Выступление представителей групп, обмен мнениями, обсуждение, их дополнение; рефлексия деятельности в группе, составление итоговой схемы (кластера).

Групповая форма работы

Образцы изделий из древесины: брусок, доска и т.д.

Р: Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату;

К: участвуют в обсуждении содержания материала

Первичная проверка понимания

Предлагает ответить на вопросы:

    Какие инструменты и приспособления применяются для пиления и строгания заготовок из древесины?

    Для чего перед распиливанием заготовки в ней делают небольшие надрезы – запилы?

    Чем различается распиловка тонкой и толстой заготовки?

    Почему шерхебель и рубанок нельзя ставить на крышку верстака подошвой?

Выполняют задание.

Фронтальная и индивидуальная беседа.

Наглядный материал.

П: отработка составления алгоритма ответа.

Р: самопроверка. Развивают память, мышление. Осуществляют пошаговый контроль по результату

Первичное закрепление

Выполнить практические работы: №6 «Пиление заготовок из древесины».

7 «Строгание заготовок из древесины».

(Работа по распилу и строганию размеченной заготовки: деталей «основание» и «карандашница», домика птиц, заготовку для разделочной доски «рыбка»)

4. Задает вопрос:

– Исходя из того, что мы узнали, какие ответы на основные вопросы урока мы можем дать?

5. Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.

Выполняют задание в группах и парах, проверяют размеры выпиливания и строгания.

Отвечают на основной вопрос урока, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения

Метод самостоятельной работы

Метод самоконтроля

Размеченные заготовки деталей «основание», «карандашница» «домик птиц, заготовки разделочной доски.

П: отрабатывают практические навыки выполнения работы.

Р: самопроверка, взаимо-проверка, самоконтроль. Развивают память, мышление. Осуществляют пошаговый контроль по результату

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Дает домашнее задание

§8,9 стр. 30-41, вопросы на стр.35,41

Подготовить доклад по темам:

1. Деревообрабатывающие станки на крупных предприятиях.

2. Электрические инструменты для обработки заготовок из древесины.

Записывают алгоритм выполнения домашнего задания. Определяются с выбором темы доклада.

Индивидуальная работа

Учебник, дневник.

П: строят планы на будущее.

Рефлексия

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом:

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Чьи ответы наиболее верные?

Оценивает работу учащихся.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

Определяют степень своего продвижения к цели.

Фронтальная беседа.

Методические приёмы: «вопрос-ответ»

Презентация к уроку

П: анализируют, контролируют и оценивают результат,

К: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своего знания, умении и действий

Л: Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

Муниципальное казенное

образовательное учреждение

«Лицей № 1»

Конспект урока по технологии

5 класс

Тема занятия: Строгание древесины

подготовил

Емельянов Олег Борисович,

учитель технологии

г. Шадринск, 2013

План конспект.

Тема занятия: Строгание древесины

Цель занятия:

1. Обучающая: Дать учащимся начальное представление о технологии строгания заготовок из древесины.

2. Воспитывающая: Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.

3. Развивающая: Развивать координацию движений при выполнении столярных операций.

Оснащение занятия:

1. Материально-техническое оснащение:

Инструменты: столярная ножовка (16 шт.), столярный угольник (16 шт.), линейка (16 шт.), рубанок (16 шт.), шило (16 шт.), сверло  10 мм (2 шт.), карандаш (16 шт.), рашпиль (16 шт.), лобзик (16 шт.), шлифовальная колодка (16 шт.).

Оборудование: сверлильный станок (2 шт.) столярный верстак (16 шт.), подкладная доска (2 шт.), выпиловочный столик (16 шт.).

Материалы: Брусок (береза) 15х40х320мм (16 шт.).

2. Дидактическое оснащение: Презентация: «Строгание древесины», технологическая карта изготовления рукоятка, критерии оценки практической работы.

3. Методическое оснащение: План-конспект занятия, Казакевич, В.М. Технология. Технический труд. 5 класс [Текст]: метод. пособие / В.М. Казакевича. – М.: Дрофа, 2005. – 127 с.

Место проведения: учебная мастерская

Тип занятия: комбинированный

Структура занятия:

1. Организационный момент – 1 – 2 мин.

2. Актуализация знаний – 3 мин.

3. Изложение нового материала – 15 – 20 мин.

3.1. Строгание заготовок из древесины.

3.2. Виды строгальных инструментов.

3.3. Устройство рубанка, фуганка и шерхебеля.

3.4. Приемы строгания рубанком.

3.5. Закрепление.

4. Практическая работа – 45 – 50 мин.

4.1. Вводный инструктаж. Правила безопасной работы при строгании древесины.

5. Подведение итогов занятия – 5 мин.

6. Уборка рабочих мест – 3 – 5 мин.

ИТОГО: 80 мин.

Оформление доски

Тема занятия

Строгание древесины

Ход занятия:

    Организационный момент.

Учитель отмечает присутствующих по журналу. Учитель сообщает тему и цель занятия.

2. Актуализация знаний.

1. Какие инструменты применяются для пиления древесины. (Столярная ножовка, выкружная пила, лучковая пила)

2. Из каких частей состоит ножовка? (Ручка, полотно)

3. Как различают ножовки с различной формой зуба? (Для поперечного, продольного и смешанного пиления.)

4. Какая ножовка применяется для продольного пиления? (Для продольного пиления нужно выбрать пилу с наклонным профилем зуба)

5. Для каких целей используют стусло? (Стусло используют для точного пиления заготовок поперек волокон под различными углами 30°, 45°, 90°)

Выслушав ответы обучающихся, учитель уточняет, дополняет и оценивает их.

3. Изложение нового материала.

    Более подготовленным обучающимся учитель предлагает выступить с докладом о видах столярных строгальных инструментов.

Методические рекомендации: Затем учащимся сообщают, что им предстоит ознакомиться с новой операцией обработки древесины - строганием. Оно применяется для придания изделиям необходимой формы, размеров и требуемого качества поверхности. Учащимся предлагают привести примеры использования строгания при изготовлении различных изделий. Технические сведения об этой операции целесообразно излагать постепенно. Так, на этом занятии можно ознакомить обучающихся с устройством рубанка и с приемами работы этим инструментом, па последующих - с другими строгальными инструментами, их наладкой, с механизацией строгальных работ на деревообрабатывающих предприятиях и т.п.

Пиломатериалы или заготовки из древесины после распиловки имеют шероховатости, риски, покоробленности и другие дефекты, которые устраняют путем строгания. В процессе строгания заготовке придают нужную форму и размеры.

Строгание – процесс, обработки заготовки до нужного размера и создания на ней ровных и гладких поверхностей с помощью стругов.

На Руси все виды инструментов, применяемых для строгания древесины, называли стругами или стружками. В настоящее время на мебельных и деревообрабатывающих производствах существует ручное и профильное строгание, а также строгание с помощью электрических инструментов и на строгальных станках. Эту работу выполняют плотники, столяры, станочники строгальных станков.

Ручное строгание выполняют деревянными и металлическими рубанками. Деревянные рубанки делятся на две группы: рубанок с одинарным ножом применяют для предварительного строгания, рубанок с двойным ножом – для чистового.

Рубанок металлический с одинарным ножом состоит из передней ручки, колодки, прижима, упорного стрежня, прижимного винта, ножа, задней ручки. Учитель при объяснении опирается на презентацию

Деревянный рубанок с одинарным ножом состоит из колодки, ручки- рожка, летка, деревянного клина, ножа.

Деревянный рубанок с двойным ножом состоит из колодки, летка, ножа, стружколома, винта (крепление стружколома), клина, рожка, упора, подошвы. Учитель при объяснении опирается на презентацию

Среди деревянных рубанков выделяют шерхебель и рубанок – фуганок. Шерхебель применяется для чернового строгания заготовок. Фуганок ручной инструмент для получения плоских поверхностей длинномерных заготовок. Фуганком строгают (фугуют), как правило, после обработки поверхности рубанком, чтобы сделать её более гладкой. Это достигается благодаря большой длине колодки рубанка – более 600 мм.

Режущая часть всех столярных инструментов имеет форму клина. Например, нож рубанка в своей режущей части затачива­ется в виде острого клина. Две поверхности клина на своем пересечении образуют острую режущую кромку. Эта режущая кромка разрезает волокна древесины, а передняя поверхность ножа отгибает срезанный слой в виде стружки.

Методические рекомендации: Перед тем как объяснить и продемонстрировать приемы строгания, учителю рекомендуется рассказать о строгании древесины вдоль и поперек волокон, о торцевании, пояснить, что при строгании вдоль волокон затрачивается небольшое усилие, получается менее шероховатая поверхность.

Перед строганием следует проверить, правильно ли налажен инструмент. У правильно установленного ножа лезвие расположе­но над подошвой колодки без перекосов и выступает на 1...3 мм у шерхебеля или на 0,1...0,3 мм у рубанка.

Обрабатываемую деталь крепят на верстаке, зажимая или заклинивая между упором и клином так, чтобы сострагиваемая сторона была направлена вверх. Правой рукой берут рубанок за ручку с задней стороны колодки, а левой - за колодку или ручку с передней стороны.

Рубанок устанавливают на обрабатываемую деталь лезвием вниз и проталкивают вперед. В начале строгания осуществляют нажим на переднюю часть рубанка, а в конце - на заднюю, чтобы обрабатываемая поверхность получалась плоской. При возвратном движении рубанка его поднимают над поверхностью. Так, совершая движение вперед и назад, постепенно сострагивают обрабатываемую поверхность до тех пор, пока она не станет ровной и гладкой.

Если волокна на обрабатываемой поверхности задираются, то деталь следует строгать с другой стороны.

Рубанок надо держать крепко, чтобы руки не соскользнули с него и не ударились об острые боковые ребра заготовок. При этом возможны ушибы и порезы рук. Упоры заготовки не должны выступать выше обрабатываемой поверхности. Проверка и контроль качества строгания. Строганные поверхности заготовки – пласти, кромки и торцы проверяют с помощью контрольно-измерительных инструментов.

Правильность выстроганной пласти проверяют «на просвет» линейкой. Правильно выстроганная пласть лицевой пластью или лицевой стороной. На ней столяр или плотник проводит карандашом волнистую линию. Это означает, что лицевая пласть при дальнейшей работе будет базовой.

Методические рекомендации: Учитывая, что учащимся трудно сразу освоить строгание, рекомендуется предложить им тренировочные упражнения. Во время этих упражнений учитель обходит рабочие места, следит за правильным выполнением приемов работы, соблюдением правил безопасности труда, помогает тем, кто испытывает затруднения. После того как пятиклассники усвоят навыки строгания, можно разрешить им приступить к практической работе по изготовлению изделия.

Закрепление:

1. Какими инструментами осуществляется строгание поверхностей заготовок? (Рубанок с одинарным ножом, рубанок с двойным ножом, шерхебель, фуганок, калевка, галтель и др.)

2. Для каких целей используют шерхебель? (Для чернового строгания)

3. Для каких целей используют рубанок с двойным ножом? (Для чистового строгания)

4. Для чего применяют фуганок? (Для получения плоских поверхностей длинномерных заготовок )

5. Перечислите основные части рубанка? (Передняя ручка, колодка, прижим, упорный стрежень, прижимной винт, нож, задняя ручка )

6. Какие инструменты применяют для профильного строгания? (Калевки, фальцгобель, зензубель, галтель, горбачи и др. )

4. Практическая работа учащихся.

4.1. Вводный инструктаж.

Методические рекомендации: Перед выполнением практической работы учитель объясняет ее содержание на образце, показывает, какие поверхности следует зачищать рашпилем и шлифовальной шкуркой, дает рекомендации по зачистке кромок деталей. Перед тем как приступить к выполнению практической работы учитель объясняет обучающимся критерии оценки практической работы.

Правила безопасной работы при строгании древесины:

    Проверь надежность крепления заготовки на верстаке.

    Работу выполняй исправным, хорошо заточенным и правильно налаженным инструментом.

    Леток от стружки очищай деревянной палочкой (щепкой).

    Не проверяй качество строгания рукой. Ты можешь занозить руку.

    Струги храни на ребре (боку), лезвием от себя.

    Не оставляй струги на краю верстака.

    Используй инструменты строго по назначению.

    Выполняй только ту работу, которую поручил учитель.

    По окончании работы убери рабочее место.

4.2. Изготовление рукоятки и текущий инструктаж.

Изготовление изделия в соответствии с технологической картой .

    Для менее подготовленных обучающихся учитель предлагает изготовить бруски для подкладной доски.

Методические рекомендации: Во время работы учитель обходит рабочие места, следит за правильностью выполнения рабочих приемов, соблюдением правил безопасности труда и т.д. При необходимости оказывает помощь отдельным учащимся. В случае выявления ошибок или затруднений, характерных для многих ребят, останавливает работу и проводит текущий инструктаж.

5. Подведение итогов занятия.

Учитель анализирует характерные ошибки и их причины. Сообщает оценки работы каждого учащегося. Оценки учитель выставляет, опираясь на критерии оценки практической работы .

Так как древесина является одним из наиболее старых строительных материалов, который используется уже очень давно, есть множество методов, пригодных для обработки этого материала. Одним из таких способов стало строгание древесины. Операция достаточно старая, однако именно при помощи нее удается придать нужную форму и размер заготовке.

Современная обработка древесины

На сегодняшний день выделяют два способа проведения этой операции. Она может проходить вручную, а может проводиться механическим путем. Если говорить о механическом стиле обработки, то наиболее широко распространена операция, проводящаяся на фуговальном станке.

Так как на сегодняшний день технологии развиты достаточно сильно, то станки стали снабжаться программным управлением, роботизированными комплексами, автоматическими линиями. Все эти усовершенствования привели к тому, что обработка на станках стала более качественной, а также удалось существенно повысить точностные показатели.

Технология строгания. Общее описание

Технология строгания древесины или же общий технологический процесс - это та часть процесса, в течение которой осуществляется изменение формы, размеров или же свойств обрабатываемого материала. Кроме того, так как древесина достаточно требовательный материал к обработке, то весь процесс делится на несколько стадий. Первая стадия - это сушка, так как если заготовку не просушить, то ее обязательно покоробит в будущем. После этого следует стадия раскроя материала на заготовки нужного размера. Следующая стадия - это как раз строгание древесины или же любая механическая обработка древесины, цель которой - придать нужную форму и подогнать под нужные размеры.

Стоит также отметить, что последовательность технологических операций может меняться. Это зависит от вида сырья, от способа отделки, от организации производства и т.д.

Суть строгания древесины заключается в том, что с поверхности заготовки устраняются все шероховатости, покоробленности и прочие дефекты. Тут стоит отметить, что чаще всего эти дефекты возникают после того, как древесная заготовка проходит стадию распиловки. Распиловка - это процесс резания древесины, при котором направление прямой совпадает с направлением рабочего движения. То есть распиловка и строгание древесины - это два основных метода обработки, технология которых достаточно проста, однако именно с ее помощью все древесное сырье приобретает свою форму.

Ручное строгание. Инструменты для работы

В качестве основного инструмента для работы при ручной обработке является рубанок. С его помощью обрабатываются все плоскости. Также можно использовать фуганки или шерхебели. Корпус практически всех стругов состоит из таких деталей, как колодка, рога, упор, нож, клин. Клин необходим для того, чтобы была возможность закрепить нож в колодке. Для ручного строгания древесины здесь используется нож, в качестве которого применяется стальная пластина. Толщина элемента составляет 3 мм, а изготавливается из углеродистой инструментальной стали марок У8 или У9. Нижняя часть обязательно закаливается.

Колодка представлена в виде прямоугольного бруска древесины. Передняя часть этой детали у шерхебеля или же рубанка оснащена рогом, установленным сверху. Фуганки же за ножом имеют рукоятку. Кроме того, колодка имеет подошву. Именно эта деталь изнашивается быстрее всего в области, которая расположена спереди пролета. По этой причине в некоторых случаях в обычную подошву вклеивают пятиугольную вставку из наиболее прочной древесины. При строгании древесины рубанком необходимо, чтобы нож ровно прилегал к задней стороне летка. Для этого она должна быть сделана идеально ровной. За концом ножа также имеется упор, который необходим для того, чтобы рукоятка не натирала руку во время работы.

Шерхебель - это инструмент, который применяется только для первичной обработки. Другими словами, проводится черновая обработка древесины строганием. Нож у данного инструмента представлен в виде овального резака. С его помощью снимается поверхностный слой, однако после его работы остаются достаточно глубокие ложбинки.

Следующий инструмент - рубанок. Строгание древесины этим инструментом является также первичным, а состоит он примерно из тех же элементов, что и шерхебель. Существенная разница заключается в том, что нож здесь выполнен в виде прямоугольника, а его края несколько сточены, чтобы во время обработки не задирать древесину. Используется он для того, чтобы выровнять поверхности, ранее обработанные шерхебелем.

Способы проведения операции

Виды строгания древесины делятся на ручное и механическое, однако они, в свою очередь, также могут быть проведены разными способами. Прежде чем приступить к самой процедуре, необходимо тщательно осмотреть заготовку и определить, в какую сторону идут волокна. Важно также понять степень шероховатости древесины. Есть важное правило. Строгание древесины проводится всегда по слою. Другими словами, вести инструмент нужно в сторону выхода перерезанных годичных и косослойных волокон. Это важно, так как правильный выбор направления поможет облегчить весь процесс. Кроме того, шероховатостей будет оставаться меньше. Во время работы такими инструментами, как шерхебель или рубанок, держать их необходимо следующим образом: левой рукой держат рог, а правая рука подпирает упор инструмента. Если для работы используется фуганок или полуфуганок, то в правую руку берут рукоятку, левую ладонь кладут на колодку.

Естественно, что данная операция должна выполняться в соответствии со строгими правилами безопасности. Проводить распиловку и строгание древесины можно только теми инструментами, которые остро и правильно заточены, а также правильно пригнаны клиньями. Подошва инструмента должна быть идеально ровной. Кроме того, можно закреплять лишь ту заготовку, у которой торцы параллельны и перпендикулярны кромкам. Материал, который зажимается на верстаке, должен плотно к нему прилегать, чтобы не было никаких изгибов.

После того, как строгание древесины ручным инструментом было закончено, нельзя ставить его на подошву, класть набок, подошвой от себя.

Механическая обработка. Инструменты для работы

Для осуществления древесины данным методом используется электрический рубанок. Модели для работы ИЭ-5707А-1 и ИЭ-5701А.

Что касается первого ручного электрического аппарата, то он чаще всего применяется в столярных мастерских, в том случае, если место работы оборудовано верстаком. Для строгания древесины рубанком такого типа он должен состоять из электродвигателя, клиноременной передачи, фрезы с заменяющимися ножами, подвижных и неподвижных лыж, головки, рукоятки. Суть технологии обработки состоит в следующем. Ротор электрического двигателя вращается в двух шарикоподшипниках. На валу установлен вентилятор. Кроме того, на конце вала закрепляется также ведущий шкив. Крутящий момент, который создает ротор, передается на фрезу, используя для этого клиноременную передачу. На данном агрегате имеется возможность регулирования глубины строгания. Для этого передняя лыжа может быть опущена или поднята. На оборудовании также можно проводить черновую и финальную обработку. Отличие состоит в том, что для черновой используется желобчатый резец, а для финальной - плоский.

Второй тип электрорубанка состоит примерно из тех же частей. Разница заключается в том, что при помощи в действие приводится ножевой вал, а не фреза. Сам же ножевой вал состоит из двух ножей.

Распиловка и строгание древесины ОКВЭД 2: код 16.10

ОКВЭД - это общероссийский классификатор видов экономической деятельности. В данный документ входят следующие стадии обработки древесины:

  • Рубка очистка или же расщепление пиломатериала.
  • Изготовление деревянных железнодорожных шпал.
  • Распиловка и строгание древесины, пропитка древесины различными химическими средствами, для защиты от влияния окружающей среды.
  • Обязательная сушка пиломатериала.
  • Производство напольного покрытия несобранного типа.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности - ОКВЭД по распиловке и строганию древесины - это документ, который имеет также несколько уточняющих, дочерних кодов. Основная запись же находится под кодом 16.10.

Наладка инструмента и способы эксплуатации

Прежде чем приступать к работе, необходимо проверить оборудование. Важно, чтобы ножи на электрических рубанках были правильно установлены, достаточно остро и правильно заточены. Очень важно, чтобы лезвия были выпущены на одинаковую длину и находиться на одном уровне с задней панелью. Еще одно важное правило - масса рабочих ножей должна быть одинакова. Сам по себе электрорубанок должен быть заземлен, а какую-либо наладку, настройку или ремонт можно проводить лишь в том случае, если он отключен от электрической сети.

Процесс эксплуатации электрического аппарата осуществляется следующим образом. включается в сеть, после чего по нажатию кнопки включения запустится электрический двигатель. После того как электрорубанок достигнет необходимой частоты вращения, его можно опускать на древесную заготовку. Важно, чтобы заготовка была полностью очищена от какого-либо мусора, пыли, грязи или наледи, если работа проводится в зимнее время. Очень важно, чтобы рубанок опускался достаточно медленно, иначе при соприкосновении заготовки и ножа произойдет толчок, который, скорее всего, разрушит пиломатериал. Агрегат должен перемещаться вдоль материала строго по прямой линии. Стоит также сказать, что после того как обработка завершена в первый раз, станок выключается, древесина возвращается в исходное положение и операция повторяется.

Здесь также очень важно соблюдать технику безопасности.

Важно следить за тем, чтобы все токоведущие части электрического оборудования были надежно защищены. Кроме того, к работе с электрическим агрегатом допускается только работник, прошедший специальную подготовку. Также важно следить, чтобы ножи во время работы не касались металлических частей.

Фуговальный станок

Рассматривать устройство данного станка стоит с того, что он может быть односторонним или двухсторонним. Если используется двухсторонний станок, то можно обрабатывать сразу две смежные поверхности одной заготовки. Есть также станки с ручной подачей или же с механизированной подачей. Если с ручной подачей все просто и понятно, то вот для осуществления механической подачи необходимо, чтобы рядом был установлен автоподатчик. В некоторых случаях вместо него может использоваться встроенный конвейерный механизм подачи. Также данные станки снабжены такими приспособлениями, как стружкоприемники, которые используются для стружки и пыли. Присоединяется он к заводской эксгаустерной сети.

Подготовка к эксплуатации

Подготовка к работе включает в себя этап технической наладки агрегата, а также проверки его работоспособности. Что касается технической наладки, то она заключается в следующем. Ножи, которые устанавливаются на фуговальных станках, должны иметь прямолинейную форму. При помощи линейки и щупа контролируется отклонение от прямолинейности. Зазор, который допускается между линейкой и лезвием, составляет всего лишь 0,1 мм, если длина лезвия до 400 мм. Если лезвие длиной до 800 мм, то зазор может быть 0,2 мм. Как и в случае с электрорубанком ножи должны быть сбалансированы по весу. Установка ножей осуществляется последовательно. У устройства есть стружколоматель. Лезвия ножей должны выступать над этим элементом не более чем на 1-2 мм. Для проверки станка необходимо иметь контрольный брусок, который обычно изготавливается из твердой сухой выдержанной древесины. Также у него имеются точно обработанные грани. Сечение граней может быть 20-30 х 50-70 мм и длиной от 400 до 500 мм.

Технология процесса обработки на станке

При эксплуатации фуговального станка, который имеет ручную подачу, необходим один работник. Работник берет заготовку из штабеля и оценивает ее состояние. Слишком покоробленные пиломатериалы нужно забраковать. Если она не сильно вогнута или покороблена, то ее можно использовать, на стол изделие укладывается именно вогнутой стороной. Далее левой рукой заготовка прижимается к линейке, а правой подается на станок. В таком случае торец древесины отодвинет веерное ограждение. Это откроет доступ к валу с вращающимися ножами. Когда передняя часть будет обработана, необходимо, все так же придерживая заготовку левой рукой, правой понемногу толкать ее вперед, с равномерной скоростью. При этом, естественно, нужно держать руки на безопасном расстоянии от ножей.

Если в работе используется фуговальный станок с механической подачей, то скорость подачи пиломатериала рассчитывается исходя из максимальной мощности электрического двигателя. После обработки необходимо проверить изделие. Отклонение от плоскости допускается не более 0,15 мм на каждые 1000 мм. Отклонение смежных поверхностей допускается не более 0,1 мм на высоте в 100 мм.

При эксплуатации данного инструмента для строгания древесины очень важно следить, чтобы на поверхности не было пороков или неоднородностей. Если во время работы нож наткнется на такой дефект, то заготовка может дернуться, а рука работника, лежащая на изделии, может попасть в ножевую щель.

Наиболее опасным является строгание древесины, которая достаточно тонкая, узкая или же короткая. По этой причине если у станка ручная подача, то есть ограничения по габаритам заготовок. Длина до 400 мм, ширина до 50 мм, толщина до 30 мм.

Для того чтобы изделие приняло необходимую форму, имело ровные, гладкие поверхности, его нужно обстрогать.

Строгают заготовки специальными строгальными инструментами - стругами. Среди стругов наиболее распространены шерхебель, рубанок и фуганок (рис. 99).

Рис. 99. Виды стругов: а - шерхебель; б - рубанок; в - фуганок

Струги состоят из деревянной или металлической колодки, ножа, клина и ручки (рис. 100).

Рис. 100. Устройство рубанка: 1 - колодка; 2 - нож; 3 - клин; 4 - ручка

Заготовку крепят на верстаке, зажимая между упором и клином обрабатываемой поверхностью кверху. Правой рукой берут рубанок за ручку с задней стороны колодки, а левой - за колодку или ручку с передней стороны (рис. 101).

Рис. 101. Строгание рубанком

Шерхебель служит для первичного, более грубого строгания поверхностей, а рубанок - для окончательного, чистового (слово «шерхебель» - немецкого происхождения и означает «струг для грубого срезания»).

Режущая кромка у шерхебеля (рис. 102) - дугообразная, выпуклая, а у рубанка и фуганка - прямая.

Рис. 102. Ножи: а - шерхебеля; б - рубанка и фуганка; в - рубанка и фуганка со стружколомателем (1 - нож; 2 - стружколоматель; 3 - болт; 4 - режущая кромка ножа)

Фуганок намного длиннее рубанка. Строгая фуганком, получают ровные, плоские поверхности на длинных заготовках.

Рубанок ставят на обрабатываемую поверхность и проталкивают вперед. В начале строгания осуществляют нажим на переднюю часть колодки, а в конце - на заднюю. При обратном движении рубанка его поднимают над обрабатываемой поверхностью. Так постепенно состругивают обрабатываемую поверхность до тех пор, пока она не станет ровной и гладкой и заготовка не достигнет нужной толщины.

Если волокна на обрабатываемой поверхности задираются, то заготовку следует строгать в обратном направлении.

Правила безопасной работы

  1. Надежно закрепляйте заготовку при строгании.
  2. Работайте только рубанком с хорошо заточенным ножом.
  3. Нельзя проверять руками остроту лезвия.
  4. Очищайте строгальные инструменты от стружки только при помощи деревянного клина.
  5. Инструменты для строгания класть на верстак можно только на бок.

Практическая работа № 29
Строгание деревянных заготовок шерхебелем и рубанком

Порядок выполнения работы

  1. Ознакомьтесь с устройством шерхебеля, рубанка и фуганка.
  2. Закрепите заготовку на верстаке.
  3. Прострогайте пласти и кромки заготовки, оцените качество строганых поверхностей.

Новые понятия

Строгание древесины, струги (шерхебель, рубанок, фуганок), режущая кромка.

Контрольные вопросы

  1. Каково назначение стругов? Чем они различаются?
  2. От чего зависит толщина срезаемой стружки при строгании?
  3. Объясните, как работает стружколоматель.
  4. Что произойдет, если стружка не будет надламываться?