Последний полёт Амелии Эрхарт: тайна разгадана? Тайна авиакатастрофы лётчицы Амелии Эрхарт «Мешок с картошкой» над Атлантикой



2 июля 1937 года моноплан «Локхид Электра», пилотируемый Амелией Эрхарт, таинственно исчез над Тихим океаном. Легендарной летчице было всего тридцать девать лет. Президент США Франклин Рузвельт приказал провести крупнейшую в истории США исследовательскую спасательную операцию, но обломки самолета так и не были найдены. Однако спустя восемьдесят лет стали известны новые подробности о последнем полете Амелии Эрхарт. Что же произошло на самом деле?

Детство и юность

Амелия Мэри Эрхарт родилась в 1897 году в Атчисоне, штат Канзас. В возрасте10 лет девочка впервые увидела самолет, но он не особо ее вдохновил. «Это была странная деревянная конструкция, и она выглядела совсем не интересно», - вспоминала в будущем Амелия. Лишь спустя десять лет после этого случая Эрхарт серьезно увлеклась авиацией.



Амелия окончила среднюю школу Гайд-парка в Чикаго в 1915 году, где усиленно занималась изучением естественных наук. Позже девушка училась в колледже в Огонце, недалеко от Филадельфии, где играла в хоккей, изучала французский и немецкий языки. В 1918 году на втором курсе Амелия бросила колледж и отправилась служить медсестрой Красного Креста в военном госпитале в Торонто, Канада, где жила ее сестра Мюриэль. Амелия и Мюриэль с удовольствием наблюдали за пилотами на местном аэродроме. Именно тогда девушка окончательно влюбилась в самолеты. В 1919 году Эрхарт возвратилась в США.

Первый полет

Событие, навсегда изменившее жизнь Амелии произошло, когда военный летчик Фрэнк Хокс покатал девушку на самолете над Лос-Анджелесом. «К тому времени, когда я поднялась на высоту двести или триста метров над землей, я уже знала, что хочу стать пилотом», - сказала Амелия позже. Это было 28 декабря 1920 года.



Спустя неделю Эрхарт записалась на курсы в летную школу. Ее первым инструктором стала известная в то время летчица по прозвищу «Кудряшка» Снук. Амелия работала в фотостудии и регистратором в телефонной компании Лос-Анджелеса, чтобы оплачивать уроки полетов. За полгода ей удалось накопить денег на свой первый самолет. Им стал подержанный двухместный биплан Kinner Airster.

Авиационные рекорды

Из-за ярко-желтого окраса Эрхарт назвала свой самолет «Canary». 15 декабря 1921 года девушка успешно сдала выпускные экзамены и получила летную лицензию. Уже два дня спустя она посетила первую летную выставку. 22 октября 1922 года Амелия Эрхарт установила свой первый авиационный рекорд. Она стала первой женщиной-пилотом, поднявшаяся на высоту 4200 метров. Позже летчица установила очередной рекорд, пролетев 2600 миль за 19 часов без промежуточной посадки.



В 1923 году Амелия вышла замуж и продала «Canary» - свой первый и самый любимый самолет. В 1924 году она купила свой второй самолет, который назвала «Kinner». Коллеги летчики описывали Амелию как настойчивую и храбрую девушку с большой силой воли. «Женщины должны стараться делать то же, что и мужчины. Когда они терпят неудачу, их неудача должна быть всего лишь вызовом для других», - отмечала Амелия.
В 1932 году Эрхарт стала первой летчицей, совершившей одиночный беспосадочный перелет через Атлантический океан. Летчица взлетела в Ньюфаундленде, Канада, пересекла Северную Атлантику и приземлилась в Северной Ирландии, преодолев 2000 миль всего за 15 часов.



В 1937 году девушка объявила о своем самом амбициозном проекте - совершить кругосветное путешествие. Она практически осуществила свою мечту, прежде чем радиосвязь с ее самолетом была навсегда потеряна. На протяжении 80 лет оставалось загадкой, что же на самом деле произошло с Амелией Эрхарт.

Последний полет

Путешествие началось 20 мая 1937 года. К началу июля Эрхарт в сопровождении штурмана Фреда Нунана пролетела уже больше 22 тысяч миль (около 80% от всего маршрута). По информации сайт, 2 июля самолет Амелии взлетел из небольшого городка Лаэ, Западная Гвинея в надежде достичь Хоуленда - крошечного острова в Тихом океане. Через двадцать часов полета радиосвязь с самолетом была потеряна.



По донесению катера береговой охраны связь долгое время была нестабильной. Последними словами Амелии были то, что у них осталось мало топлива и острова нигде не видно. После того, как Эрхарт и второй пилот были признаны пропавшими без вести, началась масштабная поисково-спасательная операция. В течение двух недель корабли ВМС США обследовали площадь в 220 тысяч квадратных миль, но самолет так и не был обнаружен.

Всего существует две версии гибели Амелии Эрхарт.

Согласно первой, на необитаемом острове Никумароро в 1940 году был найден скелет. Долгое время считали, что это скелет мужчины, однако, новая экспертиза, проведенная в 2016 году доказала, что останки на самом деле женские. Более того, рост скелета и примерный возраст соответствуют дате возможной катастрофы. Также на острове была найдена летная куртка и крем от веснушек.


В 2017 году вышел американский документальный фильм об Амелии Эрхарт, в котором помимо прочего упоминалось о фотографии, обнаруженной в музее Конгресса США. На ней предположительно запечатлены Амелия и Нунан с группой японцев на острове Джаулит, Маршалловы Острова. Это дает повод полагать, что Эрхарт была взята в плен японскими солдатами.

Исследователи установили подлинность обломка самолета, который с большой долей вероятности может принадлежать пропавшему Lockheed Model 10 «Electra». Как стало известно, результаты химического анализа металла могут стать доказательством того, что Эрхарт приземлилась на Маршалловых островах.

  • Как утверждает Дик Спинк (Dick Spink), Амелия Эрхарт и её штурман Фред Нунан совершили аварийную посадку на атолле Мили.
  • Школьный учитель потратил $50,000 (£32,700), пытаясь доказать, что его гипотеза верна.
  • В ходе недавней экспедиции, были обнаружены два предмета, указывающие на присутствие там какого-то воздушного судна, предположительно, самолёта Эрхарт.
  • Этими предметами являются: алюминиевая створка лючка от вспомогательной силовой установки и крышка, закрывавшая барабан колеса на одной из стоек шасси самолёта.
  • В настоящее время, специалисты американской металлургической компании Alcoa, на заводах которой производили дюралюминий для фирмы Lockheed, проводят химический анализ найденных фрагментов, а также других деталей её самолёта, которые демонтировали с него во время ремонта в 1937 году. Позже результаты анализа сопоставят между собой, чтобы подтвердить или опровергнуть эту теорию.

Таинственное исчезновение известной писательницы и пионера авиации по-прежнему будоражит умы многих историков, а также исследователей по всему миру. Кто-то утверждает, что у неё закончилось топливо где-то над западной частью Тихого океана. В то же время, другие предполагают, что она приземлилась на атолле, который сейчас больше известен как Никумароро (Nikumaroro) в архипелаге Феникс, а потом экипажа не стало в результате голода и обезвоживания. В следующем месяце именно на этом клочке суши посреди бескрайнего океана начнутся поисковые работы в рамках проекта, бюджет которого составляет почти $500,000 (£327,000).

Однако же у школьного учителя есть своя версия произошедшего, которая приблизительно звучит так: её самолет разбился на Маршалловых островах, на атолле под названием Мили. Как утверждает Дик Спинк, вскоре он сможет раздобыть и предоставить на суд широкой общественности доказательства этой теории. Как и все прочие гипотезы, предположение Дика основывается на свидетельствах островитян-аборигенов, чьи предки могли стать невольными свидетелями произошедшего. За годы поисков, он потратил около $50,000, чтобы доказать всем. что он прав в своих догадках.


Атолл Мили на Google Earth

«Мир должен узнать правду», - сказал 53-летний «поисковик» в интервью журналу National Geographic. - «На Маршалах мне удалось получить свидетельства от многих людей того, что их предки видели её самолёт». Напомню, что Эрхарт была первой женщиной, совершившей трансатлантический перелёт, но бесследно исчезла в 1937 году вместе со штурманом Фредериком Нуманом при попытке облететь вокруг земли на двухмоторном Lockheed «Electra».

В то же время, представители некоммерческой организации Международная группа по поиску исторических самолетов (Group for Historic Aircraft Recovery (TIGHAR)), которая занимается поиском «исчезнувших бортов» заявляют, что теория школьного учителя несостоятельна и, скорее всего, Эрхарт совершила посадку на атолле Никумароро, в районе острова Хауленд (Howland Island). Но выслушав на Маршалловых островах несколько историй о чём-то похожем на Локхид Электру, Дик убеждён, что она была там.

Его собственное расследование основывается на устной информации, полученной путём опроса нескольких десятков аборигенов, предки которых, вероятно, могли стать очевидцами каких-то определённых событий. По их словам, кто-то из местных видел, как какой-то блестящий самолёт приземлялся на острове в то время.

Однако не устными свидетельствами едиными. Благодаря сотрудничеству с аэрокосмическим гигантом, фирмой Parker Aerospace, Дик получил новый импульс в своей работе. Этому немало поспособствовал технологический задел фирмы в области производства спектральных анализаторов и систем контроля. Дело в том, что ранее в этом году, специалисты компании вместе с учителем истории отправились на атолл Мили. С помощью своих приборов они обнаружили небольшую алюминиевую крышку и часть механизма стойки шасси, предположительно от самолёта Амелии Эрхарт.

Заглушка красного цвета, закрывающая барабан колеса с внешней стороны на левой стойке шасси у самолётов модели Lockheed L-10E «Electra».

«Мы привезём более сложное оборудование, чтобы найти другие части самолёта», - сказал Джон Джеффри, директор по развитию бизнеса на территории США в Parker Aerospace. Кстати, в настоящий момент, именно эта фирма спонсирует поисковый проект Дика Спинка.

Как писали в газете The Skagit Valley Herald, авиационный механик Джим Хейтон (Jim Hayton) узнал в найденном фрагменте антипылевую заглушку, закрывающую барабан колеса с внешней стороны на левой стойке шасси у самолётов модели Lockheed L-10E «Electra», которые оборудовались покрышками Goodyear Air Wheel. «Как много Lockheed L-10E могли совершить аварийную посадку на этом крошечном атолле? Правильно, только один», - говорит Хейтон.

Как сообщают в National Geographic, в настоящее время, специалисты металлургической компании Alcoa, на заводах которой производили дюралюминий для фирмы Lockheed, проводят химический анализ найденных алюминиевых фрагментов. Потом они сопоставят результаты их материаловедческого анализа с данными по деталям самолёта, которые были демонтированы с «пташки» Амелии во время её ремонта после аварии в 1937 году. В Alcoa обещают, что данные будут уже скоро. Если в результате этого, будет найдено совпадение, то, возможно, удастся раскрыть тайну того, что случилось с Амелией Эрхарт и Фредом Нуланом.

Во время их злополучного перелёта, они испытывали проблемы с радиосвязью, что лишало их возможности полноценно осуществлять контакт с диспетчерами на земле. Вероятно, радио-антенна была повреждена во время одного из взлётов или посадок. Скорее всего, именно по этой причине, Береговая охрана США не смогла связаться с ней спустя 19 часов после их последнего взлёта.

К началу июля экипаж пролетел более 22 тысяч миль, успешно преодолев 80 % маршрута - через Атлантику, экваториальную Африку, Аравию, Индию и Юго-Восточную Азию. Некоторые из 28 этапов перелёта были официально зарегистрированы как мировые рекорды. График перелёта был очень плотным, фактически не оставляя времени для полноценного отдыха. 2 июля 1937 года Амелия и Фред Нунан вылетели из Лаэ - небольшого городка на побережье Новой Гвинеи, и направились к маленькому острову Хоуленд, расположенному в центральной части Тихого океана. Там предполагалась дозаправиться перед следующим полетом - до Гонолулу. Но этим планам не суждено было сбыться.

Незадолго до возможного крушения, на земле слышали обрывочные радиосообщения, в которых сообщалось, что они не видят аэродрома. К слову, этот этап полёта был наиболее длинным и опасным - разыскать после почти 18 часов полёта в Тихом океане островок, лишь слегка поднимающийся над водой, было сложнейшей задачей для навигационной технологии 30-х годов. По распоряжению президента Рузвельта на Хоуленде была построена взлётно-посадочная полоса, специально для перелёта Эрхарт. Здесь самолёт ожидали официальные лица и представители прессы, а у побережья находился сторожевой корабль береговой охраны «Итаска», периодически поддерживавший с самолётом радиосвязь, служивший радиомаяком и пускавший дымовой сигнал в качестве визуального ориентира.

Алюминиевый фрагмент, обнаруженный Диком Спинком в ходе исследования местности на атолле Мили.

Согласно донесению командира корабля, связь была нестабильной, с корабля самолёт слышали хорошо, но Эрхарт на их вопросы не реагировала. Она сообщила, что самолёт в их районе, остров они не видят, бензина мало, и запеленговать радиосигнал корабля ей не удалось.

Радиопеленгация с корабля также не принесла успеха, так как Эрхарт появлялась в эфире на очень короткое время. Последняя принятая от неё радиограмма была: «Мы на линии 157 — 337… Повторяю… Повторяю… мы движемся по линии». Судя по уровню сигнала, самолёт должен был показаться над Хоулендом с минуты на минуту, однако так и не появился; не последовало и новых радиопередач.

Судя по последнему сообщению, штурман определил посредством астрономической навигации, что они находятся на «линии положения» 157 — 337 градусов (зелёная линия на карте слева), проходящей через остров, но, не зная своего положения по широте, они летали вдоль этой линии, пытаясь найти остров.

Поисковая операция началась почти сразу после того, как стало ясно, что по расчётам, на борту «Локхид-Электра» закончилось топливо. Прежде всего, поиски осложнялись размером территории, на которой они осуществлялись. Это была самая масштабная и дорогая подобная операция за всю историю американского флота. Множество кораблей, включая крупнейший в мире авианосец «Лексингтон» и линкор «Колорадо», покинув базы в Калифорнии и на Гавайских островах, срочно направились в центральную часть Тихого океана.

Корабли и 66 самолётов в течение 2 недель осмотрели 220 000 квадратных миль водной поверхности; было проверено множество небольших необитаемых островов и рифов, но все усилия оказались безрезультатны. Через 14 дней руководство флота заявило, что надежды более нет: по всей видимости, Амелия Эрхарт и Фред Нунан, потерпев крушение, погибли в океане. Таким образом, несмотря на беспрецедентные поиски, найти Эрхарт так и не удалось. 5 января 1939 года она была объявлена умершей, хотя неофициальные поиски продолжались и значительно позже.

Кроме основной, почти сразу в прессе начали появляться конспирологические версии её исчезновения. В течении многих лет одной из самый популярных была та, согласно которой женщина-пилот была захвачена японцами и замучена до смерти из-за подозрений в шпионаже.

Фав

Амелия Эрхарт стала легендой авиации ещё при жизни, а её исчезновение - одна из загадок века. Что произошло в июле 37-го? Как погибла лётчица? Поиски ответов затянулись на 80 лет. В 2018 году антрополог Ричард Янц заявил: правда установлена.

30-е годы Амелия Эрхарт встретила в зените славы. Она уже побила множество рекордов, в том числе стала первой женщиной-пилотом, перелетевшей Атлантический океан. И поставила себе новую грандиозную задачу - совершить кругосветный перелёт по самому протяжённому маршруту. Лётчице предстояло преодолеть маршрут в 29 тысяч миль(46 тысяч км).

« Локхид-Электра» Амелии Эрхарт

Университет Пердью в Индиане как раз подарил Эрхарт новейший двухмоторный моноплан -« Локхид-Электра» L-10E. На нём 1 июня 1937 года она вместе с навигатором Фредом Нунаном вылетела из Майами. Лётчики успешно преодолели большую часть маршрута, поставив несколько мировых рекордов. Впереди расстилался Тихий океан.

2 июля Амелия и Фред вылетели из Лаэ(Новая Гвинея) и направились к острову Хауленд в центральной части Тихого океана. Там их ждали официальные лица, пресса и корабль береговой охраны.

Связь с самолётом была нестабильной, а затем и вовсе прервалась.

Когда, по расчётам встречающих, на борту Эрхарт должно было закончиться топливо, начали поиски. Однако операция с участием авианосца« Лексингтон» и линкора« Колорадо» не принесла результатов. Ни Эрхарт, ни Нунана, ни моноплан так и не нашли.

Хотя официально лётчиков объявили умершими в 1939 году, энтузиасты ещё долго продолжали поиски и строили теории. С годами сформировались три основные версии.

Сценарии гибели

Она утонула

Это самое очевидное предположение. Эрхарт и Нунан не смогли найти крошечный остров после 18-часового перелёта, у них кончилось топливо, и самолёт упал в океан. Правда, эту версию подтвердить сложно: всё океанское дно, как ни крути, не обыщешь.

Атолл Никумароро

Возможно, борт приземлился на другом острове. В 1940 году британцы исследовали атолл Никумароро(в 400 км от Хауленда) и нашли там фрагменты скелета. А также несколько вещей, которые, по идее, могли принадлежать Эрхарт и Нунану: женский ботинок, старинный секстант(навигационный измерительный инструмент. - Прим. ред.) и фляжку ликёра« Бенедиктин». За эту версию крепко держится некоммерческая организация TIGHAR(The International Group for Historic Aircraft Recovery), которая занимается расследованием исчезновений самолётов.

Это всё японцы

Есть версия, что американцы приземлились где-то более или менее благополучно, но их захватили в плен японцы. Такой точки зрения придерживается журналист Майк Кэмпбелл, написавший биографию Эрхарт. Он предполагает, что лётчиков приняли за американских шпионов и сгубили в тюрьме.

Есть и более экзотические теории. Например, что Эрхарт всё надоело, и она тайно вернулась в США, где жила под другим именем.

Или, скажем, что она осталась в Японии и работала на англоязычном пропагандистском радиоканале под псевдонимом Токийская Роза. Но главными тяжеловесами на историческом ринге всё-таки являются три вышеперечисленные версии.

Останки с Никумароро

Фрагменты скелета с атолла Никумароро(13 единиц: череп, части костей ног и рук) исследовали в том же 40-м году. Их отправили на острова Фиджи, где доктор Худлесс - директор Центрального медицинского института Фиджи - пришёл к заключению: останки принадлежат плотному невысокому мужчине средних лет.

К сожалению, со временем там же на Фиджи кости ухитрились потерять или выкинуть(причём вместе с секстантом).

Доктор Худлесс, вероятно, был не в курсе, что останки могут принадлежать известной лётчице. Поэтому и не заботился о сохранности« находки» для будущей, более продвинутой экспертизы.

Возможно, он даже не рассматривал вариант« это может быть женщина».

Всё, что нам осталось - это его измерения. И надежда, что доктор сделал их не левой пяткой.

В 1998 году в TIGHAR попали записи Худлесса. Специалисты проверили его измерения и пришли к выводу: кости всё-таки принадлежали женщине, ростом выше среднего. Как раз такой и была Эрхарт.

В 2015 году противники этой версии вроде бы снова доказали, что останки мужские. Но профессора антропологии из Университета Теннеси Ричарда Янца, входившего в команду TIGHAR ещё в 1998 году, опровержение не устроило. В январе 2018 года его работа под названием Amelia Earhart and the Nikumaroro Bones - A 1941 Analysis versus Modern Quantitative Techniques(«Амелия Эрхарт и кости с Никумароро - исследование 1941 года против современных количественных методов». - Прим. ред.) была опубликована в журнале Forensic Anthropology(«Криминалистическая антропология». - Прим. ред.) , издающемся при Университете Флориды.

Совпадение в 99%

Итак, что же он включил в свою работу? Во-первых, профессор проконсультировался со специалистами по историческому костюму. Те изучили одежду Эрхарт и уточнили обхват её талии и длину ноги по брюкам.

Во-вторых, Янц взял данные из водительского удостоверения и лицензии пилота(это, конечно, делали и раньше). Он подобрал фотографию Эрхарт(где она держит в руке канистру с маслом), по которой можно более или менее точно определить длину двух костей её руки. Учёный перепроверил методы определения роста, использованные Худлессом на Фиджи, и пришёл к выводу, что они существенно устарели. Современные исследования выдают иные результаты.

Но самое главное - он прогнал данные о костях через программу Fordisc. Это платформа для антропологов(соавтором которой сам Янц и является), которая умеет сравнивать введённые данные с выборкой людей, живших в то же время, и определять пол, происхождение и телосложение по скелету.

В случае с Эрхарт в выборку вошли 2700 американцев, умерших в середине 20 века. Программа показала, что кости на 99% совпадают с измерениями одной Эрхарт.

В заключение Янц заявил:« До тех пор, пока не будут предоставлены категорические доказательства того, что останки не принадлежат Амелии Эрхарт, наиболее убедительным является вывод, что они принадлежат ей».

И теперь мы можем предположить, как закончилась жизнь великой лётчицы. Никумароро - крошечный необитаемый остров, поросший пальмами. Из-за постоянных засух он непригоден для жизни. Эрхарт могла выжить на острове недели(возможно, месяцы), прежде чем умереть на его юго-восточном побережье.

Увы, её собственные слова, сказанные прессе перед последним полётом, оказались пророческими:« Скоро рекорды перестанут быть основным двигателем прогресса в авиапромышленности, и главным человеком в авиации уже теперь является не лихой пилот-сорвиголова, а хорошо подготовленный авиационный инженер».

4 выбрали

Она покорила сердца десятков мужчин, но ее сердце принадлежало только небу. Амелия Эрхарт, отважная женщина-пилот, доказала всему миру, что слабого пола не бывает.


Первая встреча

24 июля 1897 года в городе Атчисон штата Канзас родилась девочка с удивительно яркими голубыми глазами. Ее родители даже не подозревали, что они не зря так напоминают небо, ведь именно туда всю жизнь будет устремлять свой взгляд Амелия Эрхарт.

Девочка росла маленьким сорванцом. К черту ваши бантики, оборки и платьица! Вот поиграть в индейцев и пострелять из дедушкиного охотничьего ружья - это по-настоящему здорово. Однажды отец 11-летней Амелии повел ее на городской праздник. Карусели, сладкие леденцы, оживленные лица чуть подвыпивших буржуа… За всей разноцветной суматохой девочка увидела странную металлическую конструкцию и сердце ее ёкнуло. "Эми, смотри, аэроплан", - папа взял девочку за руку.

Это была их первая встреча…

Маленькая Эми выросла в стройную девушку с независимым характером. Она могла постоять за себя, могла ответить на острую шутку еще более острой шуткой… Правда, пока не могла дать ответа самой себе на вопрос "кем я хочу быть?" Впрочем, Амелия долго не колебалась, это просто не было ей свойственно. Сразу после школы, оно поехала в Канаду и поступила на учебу в военный госпиталь. Мисс Эрхарт решила стать сестрой милосердия.


Вторая встреча

Насмотревшись на раненых, которые десятками поступали в госпиталь (ведь шла Вторая мировая война!) девушка поехала домой, чтобы чуть оправиться и передохнуть. При встрече отец взял ее за подбородок и долго вглядывался в родное осунувшееся лицо: "Вот что, девочка моя, завтра пойдем, поглазеем с тобой на воздушное шоу. Отвлечешься немного".

Назавтра Амелия, не отрываясь, смотрела, как крохотные аэропланы выделывают в воздухе неуклюжие пируэты. Девушке решительности было не занимать, и недолго думая, она попросилась в кабину летчика. Всего за 10 долларов! Самолетик поднялся, и сердце ее бешено заколотилось… Нет, не от страха - от восторга! Вираж, еще вираж… "А давайте еще кружочек?" - уговаривала девушка летчика. А внутри нее зрело решение: "Я хочу летать сама!" Им она, приземлившись, и поделилась с пилотом. Тот поднял ее на смех: "Женщина в небе? Это решительно невозможно. Ваше место на кухне!"

Но Амелия была не просто упрямая, а очень упрямая. Почему это женщинам позволено меньше, чем мужчинам?! Мы еще посмотрим кто кого!

И девушка начала поиски. Она искала летную школу, куда бы ее приняли, несмотря на пол. Оказалось, что женщины-пилоты уже были! И даже ставили свои рекорды. Например, Анита Снук, которая сейчас даже работает инструктором.

К ней-то, как следует нарядившись, чтобы произвести впечатление, и отправилась Амелия. Впечатление было произведено, но, увы, не самое хорошее. Шелковый шарфик и длинные лайковые перчатки выглядели до смешного нарядно рядом с засаленными комбинезонами. Снук потребовала за обучение сумасшедших денег - 500 долларов за 12 занятий. И Амелия начала вкалывать: юридическая фирма отца, телефонная компания, аптека - за полгода девушка собирала нужную сумму и одновременно проходила обучение. В 25 лет у мисс Эрхарт был свой маленький самолетик ярко-желтого цвета - "Канарейка".

На "Канарейке" у Амелии случилась и первая аварийная посадка. Ей не удалось набрать нужную высоту, и самолетик врезался в эвкалиптовые деревья. "Боже, что с пилотом? Жива ли?" - толпа зевак и журналистов бросилась к месту аварии. Подбежав, они увидели Амелию, невозмутимо сидевшую среди обломков с открытой пудреницей: "Должна же я прилично выглядеть, когда сбегутся репортеры!"

Амелия становилась знаменитой. Ее острый язычок, стройная фигура и голубые глаза заставляли многих мужчин увлекаться ею. Красавица, да еще и пилот - экзотика! Сама же Эрхарт было только одно увлечение - таранить небо на своей "Канарейке". И только одна цель - побить все мужские рекорды.

Третья встреча

Но мужчина все-таки появился. Это был роскошный богач, издатель Джордж Палмер Путнэм. Сначала ни о каком романе не шло и речи, ведь причиной их знакомства были... конечно же, самолеты!

Путнэм предложил Эрхарт совершить необыкновенное: перелететь через Атлантический океан без единой посадки. "Это будет сенсация!" - уверял он своим бархатным баритоном. Амелию долго уговаривать не пришлось.

"Она подходит по всем статьям, - думал про себя Путнэм, - симпатичная, обаятельная, умеет хорошо говорить, и полна отваги. Эта девушка в умелых руках станет хорошим капиталом".

В 1928 году экипаж их троих человек, включая Амелию, вылетел из Ньюфаундленда и через 20 часов 40 минут приземлились в Беррипорте в Уэльсе. Они преодолели расстояние в 3219 км. С этого момента началась настоящая слава Амелии Эрхарт. Она давала сотни интервью, ее фото мелькало на обложках газет, летчица ездила по Америке с лекциями…

За время сотрудничества с этой насмешливой и чересчур уверенной в себе женщиной, Джордж Путнэм заработал много денег. Но это уже не волновало его так, как раньше. Ведь он влюбился. Влюбился, в эту сумасшедшую, независимую Амелию, которая отвечала ему лишь… симпатией.

На уговоры ушел целый год. К этому времени Амелия успела насладиться и славой, и полетами… Пришло понимание того, что чего-то не хватает. Может быть, Джорджа рядом? И она дала согласие.

Впрочем, Амелия Эрхарт не была бы собой, если бы не поставила ряд условий: она по-прежнему будет ходить в брюках, не позволит никому вмешиваться в свои летные планы, и главное, если она разлюбит Джорджа, то имеет право уйти в ту же самую минуту, без объяснений. Условия были приняты.

Последняя встреча

Спустя пару месяцев после свадьбы, Амелия приняла решение снова лететь через Атлантику. На этот раз одна. На садившейся в самолет Амелии, ее расстроенный супруг заметил щегольски повязанный шелковый шарф. "И здесь она не как все!" - с гордость и одновременно с обидой подумал Джордж.

У нее все получилось. И теперь Амелия была не просто знаменита, она стала национальной героиней. Амелия с Джорджем стали частыми гостями в Белом доме. Летчица даже подружилась с женой президента - Элеонорой.

Однажды Эрхарт даже прокатила на самолете первую леди страны. Говорят, что миссис Рузвельт вылезала из самолета белая как смерть, а Амелия заливисто смеялась: она позволила себе заложить "м-а-аленький виражик".

Отчаянная Эрхарт не успокаивалась. Следующий важный полет был не больше ни меньше - вокруг света. Сказано - сделано!

Перед посадкой Джордж сдался: "Дорогая, откажись от полета, останься со мной. Мы все объясним репортерам".

Амелия насмешливо посмотрела на умоляющего супруга: "А ты помнишь наш брачный контракт?"

Быстро обняла его, ободряюще потрепала по щеке и побежала к самолету. Разве ей был кто-нибудь нужен, кроме неба?

Венесуэла, Индия, Австралия, крохотный островок в Тихом океане… Было очень тяжело, почти невозможно. Амелия писала в своем дневнике: "Это не полет, а игра со смертью" и тщательно зачеркивала эту строчку.

29 июня Амелия со своим вторым пилотом вылетели с островов Лаэ, что в Новой Гвинее, и только через 12 часов вышли на прерывистую связь: "Облачно… Погода ухудшается…"

Через 18 часов еще сообщение: "Горючего осталось на 30 минут…" И когда миновали эти 30 минут, по рации услышали крик: "Наш курс 157-337. Повторяю. Наш курс… Нас сносит на север, нет, на юг…"

Поиски отважной женщины-пилота и ее самолета продолжались несколько недель, но ничего не было найдено. Никаких следов крушения. Нигде.

Иногда кажется, что Амелия решила поставить еще один рекорд, поднявшись туда, куда не поднимался ни один человек. А что, это вполне в ее духе…


Рита Железнякова
, etoya.ru

Фото: the.honoluluadvertiser.com, girls-planes.in.ua, wikimedia.org, aviagrad.ru

Загадочные исчезновения. Мистика, тайны, разгадки Дмитриева Наталия Юрьевна

Амелия Эрхарт

Амелия Эрхарт

Прошло уже более 75 лет со дня необъяснимого исчезновения легендарной американской женщины-пилота Амелии Эрхарт, а интерес к этой странной и запутанной истории не угасает, как и интерес к самой личности этой удивительной женщины.

Когда женщина становится авиатором, это уже само по себе достойно восхищения. Амелия же была не просто одной из женщин-пилотов, а авиатором выдающимся, имеющим яркие достижения и рекорды, благодаря которым ее имя вошло в мировую историю авиации. Она впервые в мире в одиночку осуществила перелет с Гавайских островов в Калифорнию и через Атлантический океан. Уже в самом начале авиационной карьеры, в 1922 г., Амелия установила свой первый мировой рекорд высоты, поднявшись на 4300 м. Ее имя не сходило с первых полос газет.

Неудивительно, что такая страсть к небу вдохновляла Амелию на все новые и новые подвиги. Она не могла остановиться на достигнутом и всегда рвалась побить чужие рекорды. Поэтому, когда в 1932 году знаменитый американский летчик Уилли Пост облетел вокруг земного шара, Амелия Эрхарт задалась целью тоже совершить кругосветное воздушное путешествие. Она готовилась к этому полету в течение пяти лет. И вот, в 1937 г., наконец, решилась. Этот полет должен был стать последним ее великим рекордом, после чего Амелия намеревалась оставить большую авиацию и посвятить себя подготовке молодых пилотов на факультете авиационного отделения Университета Пердью.

Курс должен был лежать вдоль экватора - это самый длинный кругосветный маршрут. Весь мир, затаив дыхание, следил за тем, как протекал полет. Амелия Эрхарт и ее штурман, опытный летчик Фред Нунан, совершали полет на двухмоторном аэроплане «Локхид Электра».

По тем временам это был один из наиболее совершенных летательных аппаратов. Полет осуществлялся с остановками для заправки. Он был почти уже закончен - оставались всего три отрезка пути: из Папуа Новой Гвинеи до острова Хауленд в Тихом океане, затем от него до Гонолулу и, наконец, оттуда до Окланда (штат Калифорния), где полет должен был завершиться.

Роковым оказался перелет к острову Хауленд. Корабль американской морской пограничной охраны «Итаска», помогающий направлять их полет, принял 2 июля 1937 г. последнюю радиограмму с указанием координат аэроплана. Из нее следовало, что «Локхид Электра» находится уже совсем близко к пункту назначения. После этого пилоты несколько раз предприняли попытки установить голосовую связь с командиром судна. Но сделать это не удавалось. Возможно, вышла из строя антенна на борту аэроплана. До острова Хауленд оставались считанные мили, когда связь с аэропланом прервалась, и он был потерян из виду. Что помешало экипажу аэроплана совершить посадку, так и не удалось установить.

Разумеется, незамедлительно были предприняты все возможные меры по поиску пропавшего воздушного судна и его экипажа. Но установить их местонахождение так и не удалось. После двухнедельных тщательнейших поисков было объявлено, что самолет и находившиеся на его борту Амелия Эрхарт и Фред Нунан пропали в море. Официальная версия произошедшего гласила, что на аэроплане кончилось горючее, и он упал в воду. Членов экипажа объявили погибшими.

Но такие результаты поиска не удовлетворили авиационную общественность. Через некоторое время была образована инициативная группа, в состав которой входили видные историки авиации и опытные летчики. Эта группа, существующая и продолжающая свои исследования и по сей день, носит название TIGHAR (Международная Группа по восстановлению исторической правды об авиации). В течение десятилетий TIGHAR вела поиски следов аэроплана и членов экипажа, неоднократно отправляя экспедиции к Тихому океану.

В ходе исследований была выдвинута версия о том, что из-за некоторых нестыковок карты и нарушения связи Амелия Эрхарт и Фред Нунан сбились с курса. Они ошибочно направились не к Хауленду, а к другому острову, носящему ныне название Никумароро, расположенному на 650 км южнее. Предполагалось, что им даже удалось совершить посадку, но аэроплан получил сильные повреждения и не смог больше подняться в воздух.

Сами же Амелия и Фред выжили и провели свои последние дни, ведя на острове жизнь робинзонов.

Нельзя с уверенностью сказать, что все находки, обнаруженные на Никумароро, могли принадлежать только потерпевшим крушение летчикам. Остров не был необитаемым, его населяло небольшое количество аборигенов. Кроме того, туда ежегодно приезжали ловцы жемчуга.

Эта версия тщательно исследовалась не только самой группой TIGHAR, но и многими историками и археологами. Последние признали ее ненаучной. Однако TIGHAR привела многочисленные доказательства своей правоты.

Вот некоторые из их доводов.

1. После исчезновения Амелия еще 5 дней отправляла радиосигналы, исходящие из квадрата, в котором находился остров Никумароро. Это говорит о том, что аэроплан не упал на дно океана, а находился на суше, хоть и поврежденный.

2. В 1940 г. на острове вблизи следов от костра были найдены части женского скелета. Вокруг валялись останки съеденных птиц и черепах. Скелет был отправлен на экспертизу, но патологоанатом сделал заключение, что это останки кого-то из аборигенов, временами приплывавших на остров с соседних населенных островов.

3. Результат экспертизы не удовлетворил членов группы TIGHAR, они организовали экспедицию на Никумароро. На месте предполагаемой стоянки они обнаружили женскую туфлю, косметичку, разбитые флаконы из-под лосьонов, сломанный перочинный ножик.

Странным в этой истории представляется, что все находки могут быть отнесены только к Амелии Эрхарт. Но нет никаких следов пребывания на острове Фреда Нунана. Не были также найдены обломки аэроплана.

Исследователи предполагают, что он мог быть смыт приливными волнами в море. Для установления этого факта необходимо предпринять новую экспедицию, что и планируют совершить члены группы TIGHAR в ближайшее время. Последняя же их экспедиция состоялась в 2012 г., в год семидесятипятилетия таинственного исчезновения Амелии Эрхарт и ее штурмана.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих загадок XX века автора

Из книги Величайшие загадки XX века автора Непомнящий Николай Николаевич

ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ АМЕЛИИ ЭРХАРТ …Позади осталась большая часть кругосветного пути, но впереди ждало самое трудное - бросок через просторы Тихого океана. Летом 1937 года американская летчица Амелия Эрхарт совершала полет вокруг Земли. Она не была первой в этом нелегком и

Из книги Фантасмагория смерти автора Ляхова Кристина Александровна

Королева Атлантики. Амелия Эрхарт Знаменитая американская летчица Амелия Эрхарт прославилась тем, что стала первой женщиной, пересекшей Атлантический океан по воздуху. Она трагически погибла, пытаясь установить новый рекорд: облететь на самолете вокруг всего земного

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Амелия Эрхарт: воздушная одиссея с трагическим финалом По натуре и по призванию Амелия Эрхарт была рекордсменкой. Она дважды пересекала по воздуху территорию США от океана до океана, совершила беспосадочный перелет из Мехико в Нью-Йорк, первой из женщин-пилотов

Из книги Великие люди, изменившие мир автора Григорова Дарина

Амелия Эрхарт – легендарная летчица Об Амелии Эрхарт у нас знают немногие, в отличие от Соединенных Штатов и Западной Европы, где она остается одной из самых популярных исторических фигур вот уже на протяжении многих десятилетий. Если проводить аналогии, то ее