Земляной дедушка кто такой. Земляной дедушка и его роль в кладопоиске. Как же задобрить Земляного Дедушку

Михаэль 01.02.2010, 17:39

Бытует мнение, что если налить Земляному дедушке, то поиск будет удачным. Чем больше наливаешь - тем больше поиск становится похож на гонку. В нашем деле торопиться нельзя! Чем больше копаль поднимет монет, тем беднее становится Земляной дед. Это ему не на руку. Поэтому он начинает подсовывать копателю пуговки, обломки меди и другую чепуху. Надо действовать иначе. Приезжаем на место! Копаем первую ямку и закладываем бумажную купюру. 10, 50 или 100 рублей. Произносим заклинание: "Разменяй активы на медные Екатерины." Или на те какие вам надо. Закапываем ямку и юзаем. К концу дня кубыха полна, и Земляной дедушка не в убытке.
P.S. Не стоит после копа забирать прикопаное. Мы с напарником как-то заложыли 200 рублей. В бесперспективном месте подняли на двоих около 50 монет Советами. Так он, злыдень, когда уезжали забрал прикуп. Нам потом неделю не перло. Так и пришлось район поиска менять. Вот и думай: где быль, а где явь... Martin 01.02.2010, 17:43

Интересное мнение =)))) Но налить Дедушке все равно не помешает. leemur 01.02.2010, 18:00

Перефразировал тут старый анекдот...
- А когда появляется земляной дед?
- После второй бутылки... boroda 01.02.2010, 18:29

QUOTE (Михаэль)
...Произносим заклинание: "Разменяй активы на медные Екатерины."...

Предлагаю ещё варианты заклинаний:
"Вот те мелочи гора! Дай Петра из серебра" или "Я десяткой не обижу, если дашь мне Коли рыжик!" Сергей 6219 01.02.2010, 19:00

Вот вы все тут шутите, а дед все слышит....думает, кого бы по весне обломить Помор 01.02.2010, 19:03

Как человек склонный во многих мистических вещах находить материалистические корни могу предложить следующую версию благосклонности Деда к разливающим. Традиционно русский человек потребляет то, от чего и Дед не отказывается не на ходу, а с толком, расстановкой. Под хорошую закуску, желательно сготовленную тут же. Словом, обряд требует времени. А время, которое мы сливаем - это находки, которые мы не выкопали
Опять-таки после энного количества алкоголя скорость реакции, внимательность, продуктивность и качество работы снижается, что не может не сказываться на результатах копа. Одним словом, чем больше нальем Деду, тем больше шанс нарыть хабара.
Но в то же время, как человек склонный во многих мистических вещах видеть истоки традиций и, в широком смысле, культуры народа, сам соблюдаю обряды. Вот только осталось дождаться, когда снег сойдет и можно будет остограммиться с Земляным.
Кстати, у нас, на севере сегодня середина зимы. Еще три месяца точить лопаты Lemech 01.02.2010, 19:55

У меня мысль в голове еще с лета засела, крест на месте деревни ставить, загвозка в надписи на кресте.
Мож посоветуйте.

О земляном дедушке... Среди мутного и разнородного по своей форме и своему составу общества любителей приборного поиска или копателей, бытует множество баек о так называемом земляном дедушке. Байки эти носят, зачастую, мифологический характер и как всякий миф несут в себе отражения реальных событий. Чаще всего земляной дедушка воспринимается как некая неодушевленная сила, обитающая в местах бывших поселений, которая может действовать как на благо, так и во вред человеку. Нечто вроде лешего или домового. Значительная часть копателей, прибывая на очередную заброшенную деревню, выполняет определенный ритуал - в попытке задобрить дедушку. Выкопав первую ямку - выливают туда стопку водки или пива (водка лучше), могут положить туда конфету или мелкую современную монетку, при этом словами прося дедушку совершить обмен на старинные монеты. Как ни странно, многие копатели в разговорах отмечали, что после проведения ритуала монетки попадались чаще, чем без него. В вере в определенную последовательность действий, приводящих к положительному результату копатели не одиноки. У рыбаков и охотников, у водителей и летчиков, у многих представителей разных социальных групп есть определенные приметы и определенный алгоритм действий так же направленных на достижение положительного результата. Есть, однако, и другие свидетельства о земляном дедушке. Зачастую он может появляться на поле, в образе неухоженного деревенского мужичка, который может просто поинтересоваться, что тут делает человек с металлоискателем, или обратится к копателю с просьбой. В первом случае, если копатель человек достаточно общительный, в разговоре он поздоровается, покажет мужичку свои находки - мелкие монетки, обломки ложек, кованые гвозди и остатки конских украшений. Мужичек посмотрит на все это добро, посмеется, подумает и поинтересуется на счет золота и серебра, на что копатель (честно!) ответит что, пробок водочных много находил, а вот с золотом проблемы. И дальше пойдет беседа, постепенно переходя на бытовой уровень - как народ здесь живет, много ли ягод в лесу, пока струйка разговора не пересохнет. И на прощание махнет рукой мужичек в сторону лесной опушки и со словами - там погляди,- пойдет по своим делам. И посмотрит копатель мужичку в след, и точно зная, что нет там, у опушки ничего, и никогда не было, тем не менее, медленно смещается со своим прибором в указанную сторону. И когда уже думая, что день прошел впустую, слышит копатель цветной сигнал, начинает копать и на глубине сорока сантиметров находит кучку медных пятаков. И потом, вспоминая разговор с мужиком - вроде и разговор вспоминается, а вот как тот мужичек выглядел и не вспомнить, да и взяться ему неоткуда - кругом только поля, заброшенные и деревни, разрушенные с огромными тополями. Нет тут жилых деревень, неоткуда взяться русским людям. И придет в голову мысль запоздалая, что не иначе земляной дедушка с копателем разговаривал, скучно ему среди разоренных русских селений сидеть, вот и пришел пообщаться. В других случаях может дедушка и с просьбой обратиться. Бывало, едет копатель на своей машине, в дождь, по раскисшей грунтовой дороге, и точно знает - зря он сегодня едет, и дождь будет продолжаться, и на такой дороге и застрять не долго, а трактора поблизости нет, как вдруг увидит на обочине грязного и мокрого деревенского жителя, который увидев сквозь дождь машину - поднял руку. И прекрасно зная то, что человек человеку волк, и что не делай людям добра не получишь зла, и что придется машину чистить и чехол с правого переднего сидения стирать, останавливается копатель и сажает деревенского жителя к себе в машину. А попутчик мало того что грязен и мало разговорчив, и запашок от него - стариковский такой запашок. И буркнет попутчик - мне до..., и понимает водитель, что вроде бы по пути, но потом надо свернуть с грунтовки и дорогой через поле добираться. И едут дальше вдвоем, в молчании, и плывет машина по раскисшей дороге, к нужной попутчику отворотке. И подъехав к ней, понимаешь, что съехать то на эту дорогу съедешь, но вот дальше уже не проехать, и не только не проехать но и обратно на грунтовку не выбраться. И вздохнув, с некоторым облегчением, говорит копатель своему попутчику, что дальше ему не проехать. Попутчик недовольно и неразборчиво бурчит, неумело открывает дверь, и выбираясь из машины бурчит недовольно - ладно, бери. - и хлопнув дверью, уходит по полевой дороге. Водитель хмыкнув, приоткрыв окошки, едет дальше к своему урочищу. А приехав на место, и погода налаживается, и находки радуют. И под окончание выкапывает кладик советских полтинников, в гнилую тряпицу завернутый, и запашок от тряпицы нехороший, стариковский. Может дедушка за проезд заплатил.

Как известно, клад - это спрятанные сокровища. По старинным поверьям, их охраняют духи: Дедка, кладовик с подручными - кладенцами, а также черти и змеи. Впрочем, об этой публике стоит поговорить отдельно. Но даже по перечисленным персонажам можно судить, как непрост путь к обогащению за счет «ничейного» богатства. Виды кладов Большинство кладов считалось заповедными, заговоренными или зароковыми. Другие назывались сроковыми, оборотными, предназначенными и лишь небольшая часть - чистыми, то есть положенными безо всяких условий. Тот, что припрятан на определенный срок, нужно было доставать до его истечения, иначе исчезнет. А заговоренный дастся в руки, если выполнить то заклятие, что был дано при его упрятывании. Заклятий было множество, например: - попадайся доброму человеку на пользу, худому - на погибель; - тому, кто после моей смерти голым попляшет; - кто споет 12 песен, чтоб не упоминались ни милый, ни немилый; ни друг, ни недруг; - кто влезет на сосну вверх ногами и спустится вниз головой; - на чью-либо голову (на гусиную, собачью, бычью) и т.д. По народному убеждению, оборотные клады могли превращаться: - в человека (всадника, парня или девушку, ребенка или старика); - в животное (рыжую собаку, белую или красную корову, поросенка, лошадь, кошку, красного петуха и т.д.); - горящую передвигающуюся свечу; - голубой огонек. Такие клады бродят или летают в поисках нужного, «предназначенного» человека, а если не находят его, то исчезают. Тот, кто распознал клад-оборотень, должен сказать: «Аминь, аминь, рассыпься», и тогда на землю упадет и легко дастся в руки сокровище. Но и «лежачие» клады могли, по поверьям, перелететь на другое место, правда, только по большим праздникам: на Пасху, на Ивана Купалу и под Новый год. И тогда в праздничные дни они зажигались синим пламенем. Приметы кладов Одной из наиболее распространенных меток, обозначавших место зарытого клада, был крест, на котором были записаны и условия его получения. В летнее время стоило посматривать на небо, - нет ли радуги, так как существовало убеждение, что на ее концах клад зарыт. В ряде случаев приметами служили присыпанные землей острые предметы, например, серп, шило, нож. Чешские кладоискатели полагали, что, увидев бледный огонек, надо положить в этом месте четки, белую тряпицу или кусок хлеба, это будто бы понравится огоньку, и клад сам выйдет на поверхность. Поисковое снаряжение Искатели кладов пользовались специальными молитвами и заговорами, церковными предметами, волшебными цветами и еще кое-чем. Речевые инструменты использовались, чтобы отогнать нечистую силу и «отчитать» клад, дабы дался в руки. Примером может служить такое присловье: «За болотом немного положено - мне приходится взять. Отойди же ты, нечистая сила, не тобой положено, не тебе и брать». Молитвы и заговоры записывались для верности или брались из изданных сборников. Так, в Поволжье известны были «вызывные книги», а в Подмосковье использовался «Требник Петра Могилы». Необходимыми «спецсредствами» для поиска сокровищ были также ладан, страстная свеча и крест, которые выполняли функцию защиты. А хорошим талисманом, способным привести к кладу, признавалась глина, добытая в полночь с могилы самоубийцы. Волшебных цветов, подобных современным металлоискателям, было множество. В первую очередь, конечно папоротник, а также плакун-трава, которым, по поверьям, починяются все духи. А разрыв-, прыгун-, скакун-, спрыг- травы нужны были, потому что ломают все замки. Трудности поиска Немало преданий повествует о перипетиях искателей кладов. Например, такое. Один мужик выведал место нахождения сокровища, отправился туда и только собрался выкопать, как лошадь его сорвалась с места и понеслась прочь. Хозяин - за ней, но не догнал и решил вернуться. А там, оказывается, уже и лошадь стоит, но местность вдруг переменилась - прежних ориентиров и в помине нет. Сколько ни старался, так и не нашел «хоть сто раз потом был в лесу и искал нарочно». Опасность находки Взять клад очень непросто. По поверьям, при этом случались разные страсти: человек может обмереть, едва прикоснувшись к заговоренному кладу или не застрянет в вырытой яме или подвале. Для того, чтобы это не случилось, полагалось, прежде всего, сказать трижды: «Чур! Чур! Свято место, чур, Божье да мое» или «Мой клад, с Богом напополам». Ритуал предусматривал также необходимость снять с головы шапку и накрыть ею добычу. Символический смысл этого действа заключался в том, что, принимая клад, счастливец оставляет в залог собственную голову и ни за что никогда и ни кому не поведает тайны приобретения. Верхний слой полагалось ссыпать - на тот случай, если клад запечатан каким-то заклятьем. Существовали строгие запреты на определенные действия при взятии сокровища. Нельзя было: - ругаться, даже мысленно; - разговаривать; - оглядываться назад; - спать вблизи. По болгарским поверьям, нельзя приходить без пепла: посыпав им место находки, уйти, а через сутки вернуться и по следам на пепле определить, какая жертва запрашивается за клад: если животных или птиц, нужно заколоть ягненка, барана или петуха, если человека, то требуется совершить убийство. Проблемы удержания Тот, кому посчастливилось не только найти, но и забрать клад, вполне может его лишиться: или ноги прирастут к земле, или заплутает - заблудится, безуспешно разыскивая дорогу домой, или находка вдруг превратится в черепки. Чтобы этого не случилось, необходимо было произнести молитву: «Господь Бог впереди, ангел-хранитель позади, святые евангелисты по бокам, аз тебе, Отец Небесный, славу воздам! Защити меня (имя) своей силой от дьявольских козней. Освободите клад от тяжкого заклятия» и сорок раз прочитать «Отче наш». На обратном пути тоже требовалось молчать и не оглядываться, чтобы ни происходило вокруг. А придя домой, все найденные ценности окропить святой водой и подержать над зажженной свечой, а затем на целые сутки опустить в проточную воду. Это должно было очистить сокровище от заклятия, и тогда недобрые силы не смогут причинить вред новому его хозяину. Оплошности искателей Считалось, что иногда человек упускает клад, на который ему указывают неведомые «дарители», потому что неправильно себя ведет. Одна быличка рассказывает, как мужик шел по дороге, и его нагнала катящаяся с грохотом бочка, а кто-то невидимый сбоку закричал: «Перекрести дорогу!», но тот испугался и отскочил, а самодвижущаяся тара пронеслась мимо, удивив незадачливого прохожего звоном монет. Другая история сообщает, как некоему пензенскому жителю ежедневно в полдень являлся всклокоченный мужик в изорванной одежде, пробегал в сарай, останавливался на одном и том же месте и исчезал. Хозяин сарая, не будь дураком, сообразил, что это «наводка», взял лопату, копнул и отрыл котелок с деньгами. Только взял, а сзади голос: «Что ты тут, мил человек, делаешь»? Новоявленный богач, разозлившись, что кто-то может позариться на его находку, грубо ответил: «А тебе какого черта надо?», и тут же посудина с сокровищем выскользнула из рук и скрылась в земле. А надо было, по поверью, попросить помощи у вопрошавшего. А еще клады пропадали, когда несколько человек сговаривались поделить добычу поровну, а потом кто-то задумывал присвоить себе все или большую часть, или перед поиском был дан какой-то зарок, но не исполнен, а также не совершено необходимое пожертвование со вновь приобретенного богатства. * * * В общем, опасным считалось это занятие - кладоискательство, и немногим желающим выпадало счастье найти, получить и сохранить сокровище.

Предки наши все окружающее пространство населяли духами. Не могла быть исключением и столь опасная в их представлении территория, как та, на которой схоронены клады. Центральный персонаж, отвечающий за нее, так и назывался - кладовик (или кладовой, приставник). Такими именами называли его почти повсеместно, впрочем, в некоторых местах были особенные прозвания, и даже весьма удивительные. Например, в одном из уездов Орловской области это был… Кудиар (то есть, тезка знаменитого разбойника). Благодаря кропотливому труду фольклористов и этнографов, собравших сведения о народных традициях, обычаях и верованиях, до наших дней сохранилось немало преданий, связанных со сторожами кладов. Из них можно узнать, какими они представлялись в старинные времена людям, из каких родов происходили, кому подчинялись и как относились к кладоискателям. Вот в таком порядке и рассмотрим эти вопросы. Внешний облик Обычно сторожу кладов приписывали человеческий облик. В образе невысокого мужичка или старичка он выглядел либо чрезвычайно богато (в серебряном кафтане, серебряных башмаках и золотой шапочке), либо напротив - совершенно нищенски (в лохмотьях или рваной одежде). Мог, однако, показаться и неясной тенью человека, а то и вовсе подать о себе знать лишь голосом. Наряду с этим фигурировали, хоть и реже, зооморфные образы. Так, на Урале бытовало поверье, что все подземные богатства, включая клады, сторожит рогатая лошадь с чугунными копытами. Впрочем, оно было не единственным. Сказы П. Бажова помните? В них Хозяйка Медной горы отвечала за природные богатства края, а Огневушка-поскакушка как раз была причастна к кладам: могла указать, а могла и наказать. На русском Севере, в частности, в Вологодских краях кладовой дух раздваивался на «лаюна», обращавшегося в собаку-лайку, и «щекотуна», выступавшего в образе сороки-щекотухи. Происхождение Считалось, что в роли кладовика могли выступать самые разные персонажи: представители нечистой силы; души людей, которым клад принадлежал; души тех, кто был убит и похоронен поблизости; животные, птицы, змеи и т.д. В одном из рассказов старожила, который передавался в его роду из поколения в поколение, о кладовиках сообщается так: «ино место опившиеся люди, ино место - проклятые, а коли - и сами князья бесовские». Подчиненность и характер В последнем случае предусматривался специальный ритуал выборов кладовиков из бесовской среды, подчиненной колдуну, который проводился исключительно в ночь на Ивана Купалу. О периодичности этой процедуры, то есть была ли она ежегодной, ничего неизвестно (интересно, а предвыборную программу кандидаты представляли?). Когда речь шла о людских душах, предполагалось, что они выступают невольниками кладов, будучи заколдованными и подчиненными нечистой силе, и страдают от этого, а иногда даже являются живым во снах и просят - умоляют освободить их. Ответствование на эти мольбы признавалось делом многотрудным и очень опасным. Сторож из разряда умерших хозяев клада или кладоискателей мог предостеречь посягнувшего на сокровище. В одной из историй говорится, что одному мужику, пытавшему счастье, явился кладовик и сказал: «Зачем ты роешь, беду на себя накликаешь, я вот тоже копал, копал, да сюда и попал; беги лучше скорей, а то товарищем мне будешь». Такая лояльность имела место далеко не всегда. Будто бы случалось и такое: кладовик утаскивал покусившегося на охраняемый им клад, коли тот приходил более двух раз, да еще и заставлял заменить себя «на посту», произнеся магическую формулу: «Сколько я сидел, теперь ты посиди». Видно, и для самих сторожей возложенная на них охранная деятельность была несладкой. Но человеку свойственно верить в наилучший исход дела, а потому людская молва сберегла и повествования о чудесной помощи кладовиков (правда, очень редкие). Например, о том, как под Новгородом оберегать клад была поставлена душа младенца, умершего некрещеным, который вырос в мире мертвых и, встретившись со своим живым братом, одарил его богатством. За это кладовик был наказан свои куратором - чертом. И как бы вы думали? Ссылкой «куда-то за Москву».

Земляной дедушка

Когда я только купил свой первый , сразу же узнал об, земляном деде через интернет. Стало интересно, много про него прочитал, различные истории, байки, встречи, и как задобрить перед копом. Всею вычитано информацию с вами поделюсь в своем .

Как задобрить земляного дедушку?

Многие перед копом наливают в яму 50 грамм водки и ложа кусочек хлеба, как говорят на закуску. Считая, что там деда задобряют и он становится добрый и не жадный к копателю.

А кто-то, в том числе и я, просто напросто закапываю ненужные мне монеты, или мелочь в землю, приговаривая при этом «Дед! Давай меняться, я тебе новые, а ты мне старые ».

В одном фото отчете на форуме violity, видел фотографии, как камрады обедали, и поделились с земляным дедом, закапывая часть еды в ямку.

Главное перед дедом не жадничать, закапывать монетки, наливать водочки, поделится конфеткой или даже жвачкой, и дед к вам станет добрее.

Истории про земляного деда

Хочу вам рассказать одну историю о земляном деде, которую мне рассказал один мой приятель кладоискатель со стажем в 5 лет.

Значит, дело было тогда когда мой друг, (с этических причин, имя его называть не буду), только занялся копом. Тогда в 2005-2006 годах, было трудно металлодетектор купить, ни то что найти коллег по копу. Поэтому тогда он копал один, без компании.

Деревню он мне не назвал, говорит, что о ней мне лучше не знать и сам больше туда не вернется. Почему я не знаю. Значит, вокруг деревни одни озера и болота, вовремя войны там были деревянные мостики, но сейчас их нет. Поэтому добираться туда надо сначала на машине, а потом на резиновой лодке. Так и сделал мой друг, понимая, что вокруг на 30 км ни души, за машину он особо не волновался, поэтому в старенькую деревушку собрался на пару дней.

Накачал лодку, переплыл озеро. К счастью оно было не очень большое. Разбил рядом с лодкой палатку, приготовил дрова для костра на вечер, и сразу двинулся искать приключения с металлодетекторм. Махая клюшкой около часа ему не попалось ни одной монетки. О чем то задумываясь, видит старого дедка, весьма прилично одетого, заросший. Махая детектором, он не подымая головы слышит как дед уже стоит рядом, подымая голову дед говорит «не там ищешь, ты иди к старому колодцу, это был центр деревушки» — говорит дед. Мужик собрал детектор, и ринулся искать старый колодец. К счастью он нашел его быстро.

Опять собрал прибор, включил, через минуту, первый сигнал, опа монетка, потом вторая, потом третья. Говорит что к концу дня, монет было полное пластмассовое 15 литровое ведро. Попались разные. Идя обратно к палатке, он вспомнил про странного дедка, которого увидел утром. И понял, как он мог видеть этого деда с палкой, в этой местности, если вокруг нет, ни души, и болота рядом. Подумал, может совпадение, может галлюцинации. Но факт в том, что ночевать он побоялся. Спустил лодку на воду, и уплыл, вспоминая эту историю и радуясь находкам.

P.S. На последок хочу вам показать, как ребята не пожалели монет и закопали клад, или дань земляному деду.

Живет под землей Земляной Дедушка. Охраняет все, что там находится, прячет-скрывает. Расстается со своим имуществом неохотно, но, если попросить разрешения находочку сделать, да отблагодарить словесно, да задобрить-угостить глоточком пива - смилостивится, отдаст то, что ему самому не нужно. Иногда и не уследит, выпустит из виду монетку там или крестик какой - а катушка тут как тут, машет-пищит, а лопатка уже и землю роет-кидает, вещицу забирает. Обидно бывает Дедушке, и шутит он тогда шутки свои земляные. О них и рассказ мой.

Зашел я как-то в гости к Дедушке на одно сельцо. Сельцо-то махонькое было, всего три двора да дом господский невеликий. Видать, не больно знатные да богатые те господа были.
На сельце том до меня никто землю катушками не обмахивал да лопатами острыми не беспокоил: металла мусорного-бесполезного кидать - не перекидать, ни одной ямки-закопушки, монетки медно-зеленые прямо солнышку бочки свои показывают.
Хожу я по сельцу, монетки-крестики собираю, Дедушку не забываю благодарить-угощать. Да только после горсти денег да копеек медных загордился я, серебряных монеток возжаждал. Так прямо Дедушке и сказал: "Что ж ты, Земляной, мне все медь даришь? Я ли тебя пивом не угощал? Прямо в ямку плеснул! Я ли ямки за собой не закапывал? Не хочу больше монет медных! Желаю серебряную найти! Не откажи, Дедушка!".
Пожалился я да дальше пошел. Только шаг шагнуть успел - слышу, из-под земли что-то голос подает, да звонко так! Ну, думаю, услышал Дедушка мою просьбу малую! Копнул легонько, глядь - и впрямь монета! И вроде такая, как просил - "2 копейки СЕРЕБРОМ" написано, да только медная!

А то еще случай был на том же сельце. Иду это я себе по дорожке полевой, краем поля пробираюсь. Попадается кое-что несерьезно-обыкновенное. И тут вдруг вынимаю из земли комок бесформенный, тяжелый да угловатый. Почистил-отряхнул чуть-чуть - ЗВЕЗДА! Лучи, правда, погнутые, но не сломанные. Видно, что старая, давно под землей обретается. Стал я прикидывать-вспоминать, какому ордену звезда такой формы полагается. Не вспомнил ничего подходящего, решил помыть в ручье поблизости.
Помыл - и понял, что дедушкины это шутки! Не звезда оказалась вовсе, хоть и похожа формой. А накладка-украшение на мебель господскую!

Крест в зубах

Вот и в другом месте Дедушка пошутил, да не просто, а прямо загадку загадал, да так, что отгадку я только через год получил.
Землица в наших краях бедно-неурожайная, в ином месте прямо чистый песок. Зато по дорогам полевым-лесным ходить - одно удовольствие: копается легко, медь-бронза зеленью не зарастает, так и лежит, как потеряли.
Вот по такой дорожке я и шел. Все крестики попадались да монетки чешуйные. И неглубоко так! Красота прямо! Ну, дело известное: звон - лопата - Дедушке "спасибо" - вещицу в карман.
Только вот в этот раз вышло иначе. Звон - копнул - а в вывороте земляном крест лежит нательный, а вокруг него - полукругом, как положено - зубы человеческие! Крест-то я взял - комок и рассыпался, и зубы с ним. А кроме зубов - ни косточки! И глубина - пара-тройка дюймов, не более!
Гадал я, гадал, судил-рядил с дружками опытными - никто мне загадку эту не прояснил. Зачем крест во рту, и где все остальное, кроме рта, - неведомо.
Минул год-сезон, другой настал. Вернулся я опять на место это. Только приладился катушкой махать - мужичок местный подходит. Разговорились-познакомились, то да се.
Вот этот-то мужичок мне загадку и разгадал. Церковь тут стояла при царе-батюшке Алексее Тишайшем, а при церкви, как полагается, и погост был, кладбище, стало быть. А как стали в наших краях новые порядки наводить - церковь-то и перенесли, а кладбище сровняли. Давно это было. А вот, поди ж ты, сохранился и крест тельный, и зубы!

Чужестранщина

Надобно вам сказать, что места наши - самые что ни на есть российские. Сейчас к столичной губернии относятся. Но так не всегда было. При позапрошлом режиме они к другой губернии приписаны были, к той, чей город главный на матушке Оке располагается.
Это я к чему? Да к шутке-загадке очередной, что от Дедушки Земляного в наших краях происходят.
Поначалу загадки-то никакой и не было. Деревушка в полтора десятка дворов, распаханная, конечно, - какая ж тут загадка?! И попадается все, как и положено на такой деревушке: колечки да бляшки-накладки, из тех, что крестьянам для украшения сбруи лошади-кормилицы служили, монетки редкости невеликой да пробки-обманки от водки-злодейки. Дедушка свою порцию пива пенного получил, а посему и на находки не жадничал.
Вот уж и день предзимний к закату клониться стал, и чудо-кибитка, коляска самобеглая, скоро должна была меня подхватить, унести в град стольный…
Тут-то и произошла от Дедушки Земляного загадка, да такая, что даже мужи мудрые-ученые - и те до сих пор толком объяснить не могут!
Последняя монетка, найденная мною на поле этом российском-глубинном - "ONE PENNY" аглицкая, выпущенная аж в 1912 году!

Шутит Дедушка не только в столичной губернии. Бывает, что и подальше, в местах глухих-нехоженных, с его закавыками столкнуться можно.
Было это в самой что ни на есть глубинке - дальней сторонке, до коей верст триста с гаком будет. Места там пустынные-нехоженные. И то сказать: губерния Ивановская, самые коренные российские края! Отовсюду далеко, дойти-доехать нелегко.
Так вот - бродим-гуляем мы с дружками-приятелями по полям-пашням, по лугам да оврагам, все как заведено: кто монетку найдет - других к себе кличет, посмотреть-поискать вокруг. Да только не попадается нам клад-кубышка, не отдает ее Дедушка! Мы уж и приуныли-загрустили - шутка ли: из дому рано-затемно выезжали, трапезу утреннюю забыли-пропустили, тела молодецкие в коробке железной мяли-томили - а хороших находок-то и нету! Только и утешение, что погода радует, да солнышко ласковое светит-греет.
Вот так и проходили весь день. Набрали всего понемногу, обычного да рядового. Домой поехали, находки мыть-разбирать. Не утерпел я: как ни клонило в сон-дремоту - решил хоть одним глазком посмотреть-понять, что же Дедушка послал-подарил в этот раз. Среди прочего оказался предмет неясный-бесформенный, весь в земле да зелени ядовитой. Только и видно, что буквицы да цифири отдельные выступают. Помыл я его водицей проточной - не отмылся он, не раскрыл тайну-загадку. Тогда осерчал я и кинул его в сосуд малый с кислотой несильной. Зашипела ярь-медянка, зелень злокозненная! Вскоре перестала шуметь-бурлить, исчезла-растворилась бесследно. Вынул я предмет, опять водицей промыл, высушил да рассмотрел.
Среди поля дикого-невспаханного, вдали от села-деревни, в губернии нестоличной подарил мне Дедушка Земляной НАГРУДНЫЙ ЗНАК ПЕТЕРБУРГСКОГО АРСЕНАЛА!

Городские шутки

Это все шутки сельского Дедушки были. Сельский - он попроще, загадки у него не больно заковыристые. Оно и понятно: жизнь незатейливая, тревожат-беспокоят редко. Вот у городского Дедушки шуточки посмешнее будут!
А что вы думали? В городе-то судьба у Земляного Дедушки ох как непроста: тут тебе, куда ни глянь - всяк норовит землицу ковырнуть, кто на аршин, а кто и на десяток саженей! Ладно бы еще лопатами копали. Так нет, выдумали машины землекопные зверообразные! Ироды, одно слово!
Потому и шутки-подарки у городского Дедушки другие. Любит он склянки-бутылки стеклянные, целые да битые. Вот про них и сказ.
Пристрастился я в отрочестве нежном променад-прогулку совершать, да не где-нибудь, а в главном стольном гульбище имени Несладкого, саду Малоскучном. И манили меня не утехи карусельные, а закоулки-задворки сада означенного. На задворках-то и подшутил надо мной Дедушка.
Заметил я как-то в пору весеннюю, когда бурьян-трава еще малоросла и слабосильна, что на одном склоне у ограды-забора садового будто проблескивает что-то из земли. Подошел поближе, посмотрел - бочок скляницы малой высунулся, да не простой, а с буковками. Поднял я скляницу эту, рассмотрел орла двуглавого да слово "АПТЕКА", обрадовался подарку дедушкиному и в карман положил. Глядь - а рядом еще одна, поодаль другая, третья… Короче говоря, набил я полные карманы в тот раз склянками орлёными!
Домой вернулся, отмыл их как следует, да призадумался: что же это за место такое волшебное, где вместо червяков красно-жирных да жуков-жужелиц сосуды, коим лет не меньше ста, из земли-матушки на свет дневной лезут?
Вдругорядь вернулся я на место то непонятное. Была у меня теперь с собой лопатка-помощница. Воткнул я ее в землю - а она не идет: столько стекла, что камней-песку не видать! И опять: склянки-баночки, кусками и цельные, стеклянные да фарфоровые. Ложечка попалась чайная, сама медная, но серебром покрыта.
Стал я по сторонам озираться, отгадку дедушкиной загадке искать. Смотрю - забор высокий, а за забором - дома белокаменные, да с куполами, да с колоннами! Тут и сообразил я умом отроческим, что за забором-то - заведение богоугодное, что еще князь Голицын на деньги свои немалые для сирых и болезных граду стольному в подношение выстроил! Врачевали там от хворей и болячек люд православный зельями да отварами, тинктурами да настойками. А склянки от тех зелий-настоек в овраг скидывали, как и поныне кое-где ведется. Кто ж из лекарей знать тогда мог, что овраг-то свалочный в сад для отдохновения души народа московского превратится со временем?!
Или вот еще загадка от Дедушки, тоже стеклянного свойства.
Есть на Москве монастырь. Носит он имя знатного изографа, коего вся Русь православная знает-прославляет. Стоит монастырь, как и положено ему, на берегу высоком, на мысу заметном. Склоны крутые-неприступные от стен прямо в реку падают.
С другой стороны склоны поменьше, поположе. По этим-то пологим я и пошел, благо дожди проливные прошли в нашем граде богоспасаемом недавно, на склонах ручьи-потоки землицу поразмыли, то, что в землице, обнажили.
И попалась мне на этом склоне уйма осколков стеклянных, да не простых, а от бутылок пивных! Бутылки все с надписями были (запомнилась только "КАЛИНКИНЪ"), иные и с орлами императорскими. Только вот целой бутылки не попалось ни одной! Почему так много битых старинных бутылок Дедушка в одном месте собрал - до сих пор гадаю.
А вот еще его же шутка-загадка стеклянная. Прохаживался я как-то вечером у дома своего, то ли дело пытал, то ли от дела лытал - не помню. Только увидел я на пустыре бутылочку темного стекла, на первый взгляд - из-под горького пива нонешнего разлива. Ну, промысел сей, сбор посуды сдаваемой, меня особо не привлекал никогда, посему и на бутылочке этой взгляд мой почти не задержался. А все же что-то мне странным показалось, дай, думаю, посмотрю повнимательнее! Подошел я, нагнулся (смеркалось уже, видно было плоховато) - ан непростая бутылочка-то! Вовсе и не вчера-сегодня сделанная, а лет так за сто до моего рождения! Вся патиной радужной покрытая (в земле, стало быть, долго пролежала), с донышком вогнутым. И целехонькая, ни одного скола-щербинки на ней! Думал-гадал, откуда Дедушка ее взял, чтоб мне подкинуть - и догадался. По соседству-то землерои-землекопы яму-котлован учудили, под хоромы многоэтажные. Вот Дедушка оттуда бутылочку и увел и мне подарил!